Эпическая сила. NASA показало нити плазмы в атмосфере Солнца

14 апреля 2020, 09:11

В верхней части солнечной атмосферы при помощи суборбитального телескопа High Resolution Coronal Image удалось разглядеть тонкие нити горячей плазмы.

Новые изображения в высоком разрешении показывают магнитные нити шириной до 500 км, внутри которых течет плазма.

Первоначальные данные были получены с помощью аппарата High Resolution Coronal Image (Hi-C) в 2018 году. Как следует из названия, этот телескоп предназначен для получения изображений с высоким разрешением короны нашего Солнца. Hi-C может обнаружить объекты на Солнце размером всего 70 километров (43 мили), или 0,01 процента от общего размера звезды.

«До сих пор солнечные астрономы эффективно рассматривали нашу ближайшую звезду в стандартном разрешении, тогда как исключительное качество данных, предоставляемых телескопом Hi-C, позволяет нам наблюдать участок Солнца в сверхвысоком разрешении впервые», — говорит физик по солнечной энергии Роберт Уолш из Университета Центрального Ланкашира в Великобритании.

Это означает, что ранее невидимые части Солнца теперь стали заметными, и это, в свою очередь, может рассказать нам больше о том, из чего состоит таинственная магнитная атмосфера Солнца.

Магнитное поле и корональные петли, которые составляют внешний слой Солнца, являются важной частью механизма, который образует солнечные бури — деятельность, которая в конечном итоге может повлиять на людей на Земле. Как только мы узнаем больше о том, как они созданы, мы можем лучше планировать их.

Следующая миссия Hi-C должна рассказать нам еще больше о том, как работает солнечная корона, тем более что подробные данные могут быть объединены с изображениями из других телескопов для создания все более четкого портрета Солнца.

«Это удивительное открытие, которое могло бы лучше донести наше понимание потока энергии через слои Солнца и в конечном итоге до самой Земли», — говорит физик по солнечной энергии Том Уильямс из Университета Центрального Ланкашира.

Добавим, в конце прошлого года солнечный зонд Parker Solar Probe обнаружил интенсивные энергетические волны и солнечные ветры скорости выше той, какую предсказывали модели. Ученые говорят, что необъяснимые волны и сильные ветры означают, что мы «упускаем что-то действительно фундаментальное в наших стандартных моделях Солнца».

Parker обнаружил новые явления в пределах четверти астрономической единицы, расстояния между Землей и Солнцем. На этом расстоянии зонд сообщил, что солнечный ветер, представляющий собой поток заряженных частиц, испускаемых Солнцем, вращался вокруг звезды со скоростями, намного превышающими те, которые оценивали модели. Ученые подозревают, что загадочный процесс сбрасывает тепло и энергию в солнечную корону.

А в январе 2020 наземный солнечный телескоп Национального научного фонда США Inouye сделал самые детальные в истории снимки поверхности Солнца. Изображения показывают картину турбулентного «кипения» газа, который покрывает всю поверхность нашей звезды.

На снимках показан участок раскаленной плазмы размером 19 000×10 700 километров. В кадре можно рассмотреть структуры, похожие на соты (американские СМИ отмечают, что «каждая размером с Техас»). Эти соты помогают создать конвекцию, при которой тепло изнутри солнца отводится на поверхность, в то время как другие клетки охлаждаются и тонут под ним.

Потоки солнечных частиц, которые достигают околоземной орбиты, а порой и проникают в атмосферу, могут нарушать работу систем связи и навигации, вызывать полярные сияния и «геомагнитные бури». Сегодня физики могут предсказывать такие «погодные аномалии» менее чем за час до начала.

Телескоп Inouye находится на Гавайях, на вершине спящего вулкана Халеакала. С помощью него ученые планируют построить полную карту поверхности звезды и ее атмосферных полей и короны, а также объяснить вспышки на поверхности Солнца. Телескоп получил 13-футовое зеркало, что делает его самым большим солнечным телескопом. У него также есть система охлаждения, которая может обеспечить тепловую защиту для телескопа и купола. Его оптика также уменьшает эффект размытия атмосферы Земли.