Огненное кольцо. Астрономы нашли чрезвычайно редкую галактику, возникшую в ранней Вселенной

26 мая 2020, 22:01

Австралийским ученым удалось зафиксировать свет от галактики очень редкого типа, которая существовала 11 млрд лет назад.

Это, как отмечают ученые, редкая кольцевая галактика. Более того, такая форма, видимо, вызвана не внутренними процессами, а столкновением, в результате которого ядро галактики «​​оторвалось».

Галактика называется R5519, и это первая кольцевая галактика столкновения, найденная за несколько сотен световых лет от нас, что делает ее единственным известным таким объектом в ранней Вселенной.

«Это очень любопытный объект, которого мы никогда раньше не видели», — сказал астроном Тяньтянь Юань из Центра космической астрофизики в трех измерениях (ASTRO 3D) в Австралии.

Внешний край кольца R5519 довольно большой, около 42 400 световых лет (в среднем). Дыра, пробитая в середине, имеет ширину около 17 612 световых лет, без видимых следов звездной выпуклости, которая обычно заполняет центр галактики. Диаметр дыры в ее центре в 2 млрд раз больше расстояния между Землей и Солнцем.

Ученые отмечают, что это самая ранняя галактика такого типа, которая была обнаружена в истории наблюдения. Астрономы считают, что объект мог появиться в результате столкновения дисковой галактики с карликовой соседкой, которая разрушила ее ядро.

«Тонкий диск является определяющим компонентом спиральных галактик: до его сборки галактики находились в беспорядочном состоянии, еще не распознаваемом как спиральные галактики», — сказал астроном Кеннет Фриман из Австралийского национального университета.

«В случае этой кольцевой галактики мы оглядываемся в раннюю Вселенную на 11 миллиардов лет, в то время, когда тонкие диски только собирались. Для сравнения, тонкий диск нашего Млечного Пути начал собираться только около 9 миллиард лет назад. Это открытие свидетельствует о том, что сборка дисков в спиральных галактиках происходила в течение более длительного периода, чем считалось ранее», — подчеркнули авторы работы.

Ранее НВ сообщал, что группа астрономов из Европейской южной обсерватории (ESO) и других институтов открыла черную дыру, которая ближе к Солнечной системе, чем все остальные, известные на сегодня. Она входит в тройную систему звезд, видимую невооруженным глазом.

Группа доказала существование невидимого объекта в системе, отслеживая движения его двух звезд-компаньонов с 2.2-метровым телескопом MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили. Астрономы говорят, что найденная система может быть лишь «верхушкой айсберга» — в будущем может быть обнаружено множество подобных черных дыр.

«Мы были поражены, когда поняли, что это первая система звезд с черной дырой, видимая невооруженным глазом», — говорит Петр Хадрава, сотрудник Академии наук Чешской республики в Праге и соавтор работы.

Тройная система, расположенная в созвездии Телескопа, так близка к нам, что в южном полушарии ее звезды можно разглядеть на темном безоблачном небе без бинокля или телескопа.