Революция в астрономии? Ученые впервые обнаружили суперпланету с помощью нового метода наблюдений

23 ноября 2020, 16:02

Ученые обнаружили холодную тусклую «суперпланету», которая остается недоступной для традиционных методов инфракрасной съемки.

Наблюдения с помощью низкочастотного радиотелескопа LOFAR обнаружили коричневый карлик, который исследователи из США обозначили как BDR J1750 + 3809 и прозвали Elegast.

Коричневые карлики иногда называют несостоявшимися звездами или суперпланетами, потому что они слишком малы, чтобы считаться звездами, но слишком большими, чтобы считаться планетами.

Обычно коричневые карлики обнаруживаются с помощью инфракрасных обзоров неба. Elegast, однако, представляет собой первый субзвездный объект, обнаруженный с помощью радиотелескопа, согласно заявлению Гавайского университета.

«Эта работа открывает совершенно новый метод обнаружения самых холодных объектов, плавающих в непосредственной близости от Солнца, которые в противном случае были бы слишком тусклыми, чтобы их можно было обнаружить с помощью методов, используемых в течение последних 25 лет», — говорит Майкл Лю, соавтор исследования.

Поскольку коричневые карлики слишком малы, чтобы стать звездами, они не подвергаются тем же реакциям ядерного синтеза, которые подпитывают яркие звезды, такие как наше Солнце. Следовательно, они меньше, тусклее и холоднее обычных звезд, что затрудняет их поиск с использованием обычных методов, таких как инфракрасные инструменты. Однако коричневые карлики могут излучать свет в радиоволнах.

Исследователи впервые обнаружили Elegast с помощью радиотелескопа LOFAR, базирующегося в Нидерландах. Позднее их наблюдения были подтверждены с помощью Международной обсерватории Джемини на Гавайях и в Чили, а также инфракрасного телескопа NASA, который находится в ведении Гавайского университета.

Согласно заявлению, использование инструмента LOFAR для обнаружения Elegast представляет собой инновационный подход, который может помочь ученым обнаружить другие небесные объекты, такие как газовые гигантские экзопланеты, которые слишком холодные или тусклые, чтобы их можно было обнаружить с помощью инфракрасных исследований.

Ранее НВ писал, что исследователи определили две дюжины планет за пределами нашей Солнечной системы, на которых могут быть условия, более подходящие для жизни, чем наши собственные.

При этом некоторые из звезд, вокруг которых вращаются эти планеты, возможно, даже лучше нашего Солнца.

В исследовании, проведенном ученым из Университета штата Вашингтон (WSU) Дирком Шульце-Макухом, подробно описываются характеристики потенциальных «сверхобитаемых» планет, включая те, которые старше, немного больше, немного теплее и, возможно, более влажные, чем Земля.

Все 24 главных претендента на получение звания сверхобитаемых планет находятся на расстоянии более 100 световых лет от нас, но Шульце-Макух сказал, что это исследование может помочь сфокусировать будущие усилия по наблюдению, например, с космического телескопа NASA James Webb, космической обсерватории LUVIOR и космического пространства PLATO Европейского космического агентства.