Газ или звезда? Черная дыра создает в центре Млечного Пути необычные объекты

16 января 2020, 10:00

В новом исследовании астрономы описывают шесть таинственных объектов, которые кружатся вокруг центральной черной дыры нашей галактики.

По мнению авторов, эти аномальные объекты (от G1 до G6) выглядят как продолговатые пузырьки газа, в несколько раз более массивные, чем Земля.

Однако они ведут себя как маленькие звезды, способные проходить опасно близко к краю черной дыры, не разрываясь в клочья.

Являются ли эти своеобразные космические объекты просто газом, или они звезды? По мнению авторов исследования, капли могут быть странным гибридом обоих. Основываясь на формах, орбитах и ​​взаимодействиях шести объектов с черной дырой Sgr A*, исследователи предполагают, что каждый объект G представляет собой пару двойных звезд (две звезды, которые вращаются вокруг друг друга), которые были разбиты гравитацией черной дыры миллионы лет назад и до сих пор изливают облака газа и пыли в грязных последствиях столкновения.

«Черные дыры могут быть причиной слияния двойных звезд. Возможно, что многие звезды, которые мы наблюдаем и не понимаем, могут быть конечным продуктом этих слияний», — говорится в заявлении соавтора исследования Андреа Гез, профессора астрофизики в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Первые два объекта G были обнаружены в 2005 и 2012 годах соответственно. Поскольку два объекта следовали по поразительно схожей орбите вокруг Sgr A*, некоторые астрономы интерпретировали их как пучки газа, оторванные от мертвой звезды, или как скопившиеся «узлы» в непрерывном кольце газа, закрученного вокруг отверстия.

Первая большая подсказка, что происходило что-то еще, появилась в 2014 году, когда капля под названием G2 оказалась в пределах нескольких сотен астрономических единиц (в несколько сотен раз превышающих среднее расстояние между Землей и Солнцем) от горизонта событий черной дыры. Астрономы предсказали, что если бы объект G2 был просто облаком газа, он был бы разорван на куски интенсивной гравитацией. Но этого не случилось.

Гез и ее коллеги попытались раскрыть природу этих облаков газа, изучая данные, которые собирали их коллеги с Гавайских островов, наблюдавшие за центром Галактики на протяжении 13 лет при помощи инфракрасного телескопа, установленного в обсерватории имени Кека.

Рядом со сверхмассивной черной дырой они обнаружили еще четыре скопления материи, почти неотличимые по облику и структуре от облаков газа G1 и G2. По этой причине астрономы выделили их в отдельный класс небесных тел — G-объектов.

И хотя природа плотных скоплений газа до конца не ясна, американские ученые не исключают, опираясь на определенные особенности в структуре спектра всех шести обнаруженных объектов, что они представляют собой «обломки» двойных звезд, столкнувшихся друг с другом под действием притяжения черной дыры.

Аргументами в пользу этой гипотезы они считают тот факт, что орбиты всех шести объектов очень сильно отличаются друг от друга. А это, утверждают астрофизики, указывает на то, что они возникли под действием одного и того же механизма, но родились в разных местах и в разные астрономические эпохи.

В то время как объяснение кажется подходящим, исследователи не могут быть уверены, пока они не обнаружат и не изучат больше двойных звезд, которые, кажется, были образованы черной дырой. Может потребоваться еще восемь лет, чтобы найти их — авторы исследования сказали, что у них уже есть несколько кандидатов, за которыми они будут продолжать наблюдать.