Странные дела. Астрономы обнаружили двойную звезду с необычным взаимодействием

23 мая 2019, 11:31
Цей матеріал також доступний українською

Речь идет о системе AG Draconis, которая состоит из двух звезд: красного гиганта и белого карлика. Они находятся примерно в 16 000 световых лет от Земли.

Две звезды, вероятно, взаимодействуют с веществом, которое стекает с поверхности большой холодной звезды на поверхность маленькой горячей звезды, сообщает Live Science.

Время от времени, примерно раз в 9−15 лет, начиная с 1890-х годов, они становятся активными — намного ярче на определенных длинах волн, которые могут обнаружить телескопы Земли.

Сейчас они в активном периоде, с вспышками (или «выбросами» энергии), обнаруженными в апреле 2016 года, мае 2017 года и апреле 2018 года. Исследователи ожидают очередную вспышку в апреле или мае этого года, хотя еще слишком рано для публикации каких-либо отчетов. Но в этом периоде активности, как сообщают исследователи, происходит что-то странное.

В прошлом активные периоды AG Draconis почти всегда следовали простому шаблону: первые несколько вспышек «холодные», температура белого карлика, по-видимому, падает во время каждого из этих всплесков. Затем, иногда следующие вспышки становятся «горячими», когда температура звезды повышается. Прохладные вспышки обычно бывают ярче, чем горячие.

Исследователи подозревают, что холодный всплеск происходит, когда белый карлик начинает расширяться, его внешняя, подобная атмосфере область растет и охлаждается одновременно. Этого не происходит во время горячих вспышек, которые менее понятны. Но текущий цикл странный. он произошел всего через семь лет после небольшого всплеска в 2008 году, он полностью состоял из «горячих» всплесков.

«Такое поведение в значительной степени несвойственно почти 130-летней истории наблюдения за этим объектом», — пишут исследователи, не объясняя, почему это может происходить.

Согласно популярной версии, когда гравитация белого карлика захватывает вещество от звезды-гиганта, формируется «аккреционный диск» — состоящий из вещества, которое окружает белого карлика и в будущем упадет на его поверхность. При этом данный диск, как предполагается, нестабилен, так как гигантская звезда «поставляет» то меньше, то больше вещества.

Иногда же на поверхность белого карлика попадает слишком много вещества, что в итоге приводит выбросу вещества в систему и формированию на короткий срок горячей оболочки вокруг данной звезды. С Земли все это теоретически могло быть наблюдаться как вспышка в нескольких диапазонах.