Как она выжила? Астрономы впервые обнаружили планету на орбите мертвой звезды

17 сентября 2020, 20:00

Ученые впервые засекли планету на орбите умирающей звезды. Эта звезда всего на 40% больше Земли, и она расположена очень близко к планете размером с Юпитер.

Все звезды во Вселенной неизбежно когда-нибудь погибнут. Вот, к примеру, примерно так будет выглядеть смерть Солнца:

Процесс смерти звезды сопровождается уничтожением всего, что находится вокруг нее, в том числе планет.

Но недавно астрономы обнаружили довольно странную звездную систему, где планета продолжает существовать на орбите мертвой звезды.

Эта система — WD 1856 — находится на расстоянии примерно 80 световых лет от Земли, и одноименная ее звезда начала умирать около шести миллиардов лет назад.

Но белый карлик, который остался после лишения всех термоядерных источников звезды, оказался там не один, — рядом с ним кружит планета, размером с Юпитер.

Примечательно, что WD 1856 всего на 40% больше Земли, поэтому планета гораздо больше этого белого карлика. К тому же, объекты расположены примерно в 20 раз ближе друг к другу, чем Меркурий и Солнце.

Это открытие стало первым непосредственным обнаружением планеты на орбите мертвой звезды в истории космических наблюдений.

Обнаружить эту планету удалось благодаря анализу изменения света от белого карлика: каждый раз, когда планета проходила по орбите перед WD 1856 свет сокращался почти в два раза.

Это происходило довольно быстро — примерно за восемь минут — поскольку из-за чрезвычайно близкого расстояния планета делает оборот вокруг своей звезды всего за 1,4 дня.

Ученые также выяснили, что эта планета примерно в 14 раз тяжелее Юпитера.

Исследователи предполагают, что когда WD 1856 начала свое превращение в красного гиганта, это изменило траекторию орбиты планеты и она начала постепенно приближаться к своей звезде.

Астрономы откидывают версию того, что планета смогла выжить в результате разрушения звезды, и сохранила свои внутренние слои.

Дальнейшие наблюдения помогут определить, не является ли эта планета еще одной разрушенной звездой, известной как «коричневый карлик». В отличие от белых карликов, такие звезды очень быстро остывают.

Ученые предполагают, что при превращении Солнца в красного гиганта оно расширится примерно к границам Марса. Правда, это событие произойдет не раньше, чем через несколько миллиардов лет.