Катастрофа отложена. NASA уточнило риск столкновения астероида Апофис с Землей

29 марта 2021, 10:06
Цей матеріал також доступний українською

Считалось, что сближающийся с Землей объект Апофис может с небольшой вероятностью столкнуться с Землей в 2068 году, но теперь радарные наблюдения исключили это.

После открытия в 2004 году астероид 99942 Апофис был определен как один из самых опасных астероидов, которые могут столкнуться с Землей. Но эта оценка удара изменилась, поскольку астрономы отслеживали Апофис, и его орбита стала более определенной.

Результаты новой кампании радиолокационных наблюдений в сочетании с точным анализом орбиты помогли астрономам сделать вывод об отсутствии риска столкновения Апофиса с нашей планетой в течение как минимум столетия.

Апофис, имеющий в поперечнике около 340 метров, быстро приобрел известность как астероид, который может представлять серьезную угрозу для Земли, когда астрономы предсказали, что в 2029 году он подлетит очень близко к Земле. Риск столкновения в 2029 году был позже исключен, как и потенциальный риск столкновения, связанный с другим близким подходом в 2036 году. Однако небольшая вероятность столкновения в 2068 году все еще оставалась.

Когда Апофис совершил дальний пролет над Землей около 5 марта, астрономы воспользовались возможностью использовать мощные радиолокационные наблюдения, чтобы уточнить оценку его орбиты вокруг Солнца с чрезвычайной точностью, что позволило им с уверенностью исключить любой риск столкновения в 2068 году и намного позже.

«Столкновение в 2068 году больше не является вероятным, и наши расчеты не показывают никакого риска столкновения, по крайней мере, в ближайшие 100 лет», — сказал Давид Фарноккиа из Центра исследований околоземных объектов NASA (CNEOS).

«При поддержке недавних оптических наблюдений и дополнительных радиолокационных наблюдений неопределенность орбиты Апофиса уменьшилась с сотен километров до нескольких километров по прогнозам на 2029 год. Это значительно улучшило знание его местоположения в 2029 году, что дает больше уверенности в его будущем движении, так что теперь мы можем удалить Апофиса из списка рисков», — подчеркнул астроном.

Опираясь на оптические телескопы и наземный радар для определения характеристик орбиты каждого известного сближающегося с Землей объекта для улучшения долгосрочных оценок опасности, CNEOS вычисляет высокоточные орбиты в поддержку Координационного бюро планетарной обороны NASA. Чтобы прийти к последним расчетам Апофиса, астрономы обратились к 70-метровой радиоантенне в Комплексе связи в глубоком космосе Голдстоуна сети Deep Space Network в Калифорнии.

«Хотя Апофис недавно сблизился с Землей, она все еще находилась на расстоянии почти 17 млн км. Даже в этом случае мы смогли получить невероятно точную информацию о расстоянии с точностью около 150 метров», — сказала ученый JPL Марина Брозович, руководившая радиолокационным исседованием.

При этом 13 апреля 2029 года астероид Апофис пройдет на расстоянии менее 32 000 км от поверхности нашей планеты — это ближе, чем расстояние до геостационарных спутников. Во время этого сближения 2029 года Апофис будет виден наземным наблюдателям в Восточном полушарии без помощи телескопа или бинокля.

«Когда я начал работать с астероидами после колледжа, Апофис был образцом опасных астероидов. Есть определенное чувство удовлетворения, что он удален из списка рисков, и мы с нетерпением ждем научных открытий, которые мы сможем раскрыть во время его близкого приближения в 2029 году», — сказал Фарноккиа.

Ранее НВ писал, что астероид VT4 2020, примерно 10 метров в поперечнике, пролетел на рекордно малом расстоянии от нашей планеты над южной частью Тихого океана в пятницу 13 ноября 2020.

Астероид был замечен в обсерватории Мауна — Лоа на Гавайях уже 14 ноября, когда VT4 2020 удалялся от нашей планеты. Это не редкость для быстро движущихся объектов, особенно астероидов, которые приближаются к Земле из так называемой слепой зоны — со стороны Солнца.

К сожалению, близкое прохождение астероида VT4 2020, похоже, осталось незамеченным: сближение произошло в 17:20 по всемирному времени в пятницу 13 ноября над южной частью Тихого океана возле островов Питкэрн. VT4 2020 можно было бы увидеть как «звезду» 3-й величины к югу от Тасмании в предрассветном небе, если бы за ней наблюдал какой-либо человек с острова или моряк на вахте.

Никакие спутники (включая МКС, которая в то время находилась над Южной Атлантикой) не пострадали от прохождения VT4 2020 года, хотя он определенно прошел через сферу геостационарных спутников и задел кольцо низкой околоземной орбиты.