Свобода, которую мы заслужили. Как малоизвестный браузер Brave может изменить интернет
Браузер Brave сделал большой шаг к децентрализации интернета, выпустив обновление, в котором впервые реализован протокол одноранговой сети для размещения веб-контента. Объясняем, почему это важно и как это может повлиять на будущее интернета.
Brave разработали Брайан Бонди и Брендан Айк, бывший технический директор Mozilla Corporation и создатель языка программирования JavaScript. Браузер работает на основе Chromium, у него открытый исходный код, он (при желании пользователя) блокирует рекламу и отслеживающие программы веб-сайтов, а также грузит страницы намного быстрее всех своих конкурентов.
Более того, у него есть своя криптовалюта, которую пользователь (опять же, при желании) может получать за просмотр внутренней, «браузерной» рекламы.
После обновления до версии 1.19 браузер будет работать через протокол IPFS. Это новая и достаточно известная в узких кругах технология, которая в конечном итоге может вытеснить протокол передачи гипертекста (HTTP) и безопасный протокол передачи гипертекста (HTTPS), которые доминируют в нашей нынешней интернет-инфраструктуре.
Известный как IPFS, что означает межпланетная файловая система, протокол одноранговой сети позволяет пользователям загружать контент из децентрализованной сети распределенных узлов, а не с централизованного сервера.
Как это работает?
Если коротко, то принцип работы такой системы хорошо описал The Verge. Протокол HTTP предназначен для доступа браузеров к информации на центральных серверах, в то время как IPFS — это что-то типа торрентов. Когда пользователь вводит ссылку (например, nv.ua), а сайт грузится не единым блоком с центрального сервера, а большим количеством маленьких блочков, которые собираются в интернет-страницу, благодаря сети распределенных узлов.
Создатель IPFS Хуан Бенет описывал, что система «делает с сайтами то, что биткоин сделал с деньгами». То есть, вместо центрального банка, который выпускает деньги, их генерируют сами пользователи. Он даже планировал, что благодаря этому сайты смогут существовать без серверов, что существенно экономило бы ресурсы и деньги.
Какие преимущества?
Здесь все достаточно просто — за счет того, что браузер подгружает сайт не с центрального сервера (который может быть на другом континенте), а этими самыми маленькими блоками, страницы загружаются намного быстрее. Ну и о вышеупомянутой экономии не стоит забывать.
Но, пожалуй, еще важнее то, что IPFS может сделать веб-контент более устойчивым к сбоям и цензуре.
Правительства и большие компании могут блокировать доступ к определенным интернет ресурсам — в Таиланде недоступна часть Википедии, около 100 тыс. заблокированных сайтов в Турции или т.н. Великий китайский файрвол (пользователи из Китая фактически существуют в своем, «отдельном» интернете).
Если бы сейчас все браузеры (или большинство) использовали сеть IPFS, то у нас не было бы ситуации с Parler, которому Amazon просто отрубил хостинг или с блокировкой Дональда Трампа в соцсетях — такие решения не смогли бы принять несколько людей, которые стоят во главе компаний.
Сейчас у браузера Brave есть 24 миллиона пользователей — то есть, ему далеко и до Chrome, и даже до Firefox. Но если Brave сможет правильно разыграть свои козыри, кто знает, может в скором времени нас ждет большая цифровая революция?

материалов раздела Техно
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.