
Не такой уж и «мопед». 7 главных фактов об иранских дронах-камикадзе Shahed-136
Более месяца российские войска регулярно атакуют Украину иранскими дронами Shahed-136 (Герань-2), поражая важные энергоузлы и гражданскую инфраструктуру. НВ собрал наиболее актуальную информацию об этом оружии.
Разговоры о покупке Россией иранских БПЛА начались в середине лета 2022-го. Уже к концу августа сообщалось о передаче Ираном первой партии дронов, которая включала сразу три типа беспилотников 一 Mohajer-6, Shahed-129 та Shahed-191.
Буквально через неделю после этого ВСУ заявили о поражении первых иранских дронов в Харьковской области. Но речь шла о другом классе БПЛА 一 барражирующих боеприпасах или «дронах-камикадзе» Shahed-136, которые россияне маркируют адаптированным наименованием «Герань-2».
Журналисты The Wall Street Journal предупреждали о том, что эти дроны могут стать «значительной угрозой» для украинских сил. Другие военные эксперты сетовали на низкое качество и плохую репутацию иранских дронов внутри страны и заграницей.
После массированных атак по Киеву и другим украинским городам 10 и 17 октября иранская сторона продолжает отрицать факт поставки России своих дронов. Хотя армия оккупантов регулярно прибегает к массовым запускам Shahed-136 вместе со своими крылатыми и баллистическими ракетами.
В начале октября руководитель объединенного пресс-центра Сил охраны и обороны Юг Наталья Гуменюк заявила, что «дрон не так страшен, как его описывали иранцы», а секретарь СНБО Алексей Данилов подтвердил, что ВСУ сбивают как минимум 85% запущенных Shahed-136. В то же время, главред издания Цензор.нет Юрий Бутусов назвал эти беспилотники наиболее «высокоточным дальнобойным оружием российской армии».
По состоянию на сегодня известно, что Shahed-136 имеют довольно простую конструкцию, они относительно дешевые, и залогом успеха применения этих беспилотников является их массовый запуск по одной или нескольким целям. Точных данных о количестве дронов-камикадзе на вооружении РФ пока нет. В командовании Воздушных сил ВСУ говорили, что Россия получила из Ирана около 300 дронов-камикадзе. А президент Украины Владимир Зеленский со ссылкой на военную разведку заявлял, что Россия заказала у Ирана еще 2400 беспилотников-камикадзе Shahed.
В ВСУ также прогнозировали, что Иран «не в состоянии наладить полноценную конвейерную сборку таких беспилотников». Параллельно, в украинском командовании говорят о разработке новых систем противодействия Shahed-136.
НВ собрал семь наиболее актуальных фактов об иранских дронах-камикадзе и их опасности для Украины.
1
Не совсем «мопед»

В медиа прозвали иранские дроны «мопедами» из-за характерного звука двигателя, а украинские военные и аналитики в шутку называли эти беспилотники маркой чехословацких мотоциклов Jawa.
На самом деле, в Shahed-136 используется довольно эффективный авиационный бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который приводит в движение пропеллер и позволяет дрону пролетать свыше 1800 км (по другим данным 一 до 2500 км).

Этот двигатель 一 Limbach L550E 一 разработан немецкой авиационной компанией Limbach Flugmotoren в конце 1980-х для сверхлегких самолетов и мотопланеров. Позже его начали использовать в беспилотниках.
Технически, это четырехцилиндровый горизонтально-оппозитный двухтактный двигатель с воздушным охлаждением и четырьмя карбюраторами объемом 548 см³, который развивает мощность до 50 л. с. Версии мотора для дронов также оснащались электрогенератором мощностью 1,2 КВт для питания электрооборудования.
Благодаря облегченной алюминиевой конструкции (сухая масса мотора 一 16 кг), соотношение мощности к весу этого двигателя превосходит аналогичные показатели Rotax 912, 一 100-сильного авиационного двигателя, которым оснащается турецкий беспилотник Bayraktar TB2.
В сети можно найти объявления о продаже Limbach L550E китайского производства по розничной цене $17,7 тыс.
Эта силовая установка позволяет Shahed-136 развивать скорость до 200 км/час на высотах от 60 метров до четырех километров. Вопреки заявленной максимальной дальности полета в 2000 км, военный аналитик The Guardian Питер Бомонт писал, что дрон может пролететь «несколько сотен километров».
2
Эффективность дрона

Главный редактор информационно-консалтинговой компании Defense Express Олег Катков заявлял, что дроны Shahed-136 являются относительно низкотехнологичными, они собраны из деталей, которые можно легко купить в интернете, а управляют ими с помощью гражданских спутниковых систем навигации, включая ГЛОНАСС (Россия), Бэйдоу (Китай), Галилео (Евросоюз) и GPS (США).
Эту информацию подтверждал Юрий Бутусов, добавляя, что иранцам удалось обойти санкции и приобрести на коммерческих рынках микросхемы из Южной Кореи и Малайзии, произведенные по американской технологии ALTERA/INTEL.
Также известно, что у 3,5-метрового дрона с размахом крыла 2,5 метра и массой около 200 кг (масса боевой части 一 до 50 кг) установлена инерциальная система навигации, которая позволяет поражать исключительно неподвижные цели.
Судя по существующим обломкам сбитых и разрушенных экземпляров, Shahed-136 не оснащен дополнительными камерами, радарами и датчиками, которые позволяют связаться с оператором на земле. Поэтому беспилотник-камикадзе всегда летит по изначально заданным координатам цели, используя только спутниковый сигнал.
Относительную эффективность использования дрона объясняют применением тактики «роения» (Military swarming), в рамках которой россияне запускают по целям сразу несколько беспилотников в надежде, что по меньшей мере один из них выполнит задачу.
3
Как сбивают Shahed-136

Во время последней массовой атаки иранскими дронами по Киеву в сети распространяли видео, как полицейские пытаются сбить беспилотники с помощью стрелкового оружия.
Спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат рассказал НВ, что самый высокий процент попадания по этим БПЛА обеспечивают основные зенитно-ракетные комплексы Воздушных сил С-300. Кроме этого, по словам Игната, несколько единиц Shahed-136 удалось сбить летчикам истребителей МиГ-29, которые применили по воздушным целям авиационные управляемые ракеты средней дальности Р-27.
«Почему именно эти комплексы и истребители? Противник начал использовать дроны в ночное время, когда их не видно визуально: в полночь или в 4:00−5:00 утра. Днем их могут сбивать крупнокалиберными пулеметами, зенитными установками и даже стрелковым оружием. Радиолокационно же цель заметно, потому что у БПЛА большая отражающая поверхность, и радар самолета его обнаруживает. Сбивается он всеми средствами, только должны быть благоприятные для этого условия», — рассказал Юрий Игнат.
Известно, что оккупанты используют разведданные для прокладки GPS-маршрута Shahed-136, с помощью которых можно «прощупывать» слабые места украинских средств ПВО и запускать дроны по проблемным зонам.
Некоторые эксперты также заявляли, что стоимость запуска ракет ПВО и использования зенитных комплексов значительно превышает стоимость иранского дрона-камикадзе. По разным данным, рыночную цену одного Shahed-136 оценивали в диапазоне до $50 тыс.
Игнат также подтвердил, что против этих беспилотников можно будет использовать американские ЗРК Hawk, которые планировали передать украинским силам.
4
Помощь украинцев

Кроме запуска вспомогательных платформ вроде приложения єППО, которые должны помочь силам ПВО в обнаружении воздушных целей противника, представители ВСУ и военные эксперты призывают быть осторожнее с публикацией фотографий сбитых Shahed-136.
После попадания одного из дронов по центру Киева 17 октября многие медиа со ссылкой на мэра Виталия Кличко опубликовали фото обломков беспилотника с его бортовым номером.
Учитывая, что Shahed-136 является полностью автономным дроном, такие фотографии могут быть единственным источником информации для противника об успешности заранее проложенного маршрута.
«Может ли навредить нам публикация фотографий сбитых дронов? Да, может — в случае, если на фото виден бортовой номер вражеского беспилотника. Ведь из этой информации противник может получить важный для него вывод — долетел ли определенный аппарат до цели?» — заявила замминистра обороны Украины Анна Маляр. «Более того, враждебные СМИ могут использовать этот факт в пропагандистских целях. Так же придерживаемся старого правила — не делать на фото привязки к местности. То есть, чтобы не было понятно, где именно вы сняли сбитый дрон».
5
Радиоэлектронная борьба

Поскольку Shahed-136 управляется с помощью спутниковой связи — сигнал можно заглушить, «ослепив» дрон с помощью специальных систем РЭБ.
На прошлой неделе Олег Катков заявлял о возможности использования ВСУ «GPS-глушилок» и другой спутниковой навигации, которая сможет сбивать с курса иранские дроны.
«Когда дрон теряет связь со спутниками — он должен перейти на инерциальную систему наведения, банальный автопилот, который просто выдерживает его на определенном курсе. Без спутниковой навигации погрешность составит более 5% от расстояния. Это значит, что он вполне может упасть в полях, совершенно бесконтрольно. Он не сможет попасть не просто в какой-нибудь объект инфраструктуры, а может не попасть в город», — заявил Катков.
По его словам, использование таких глушилок может нарушать работу гражданских GPS-систем во время тревоги.
Ранее главред Defense Express также допускал возможность лазерных комплексов с боевым лазером мощностью более 50 кВт для поражения Shahed-136, что позволит экономить гораздо более дорогие ракеты и другие средства ПВО.
«Ресурс автоматических орудий зенитных систем, таких как немецкий Gepard или советская „Тунгуска“, достаточно невелик, а затраты на обслуживание установок такого класса высокие. Таким образом работать по этим дронам невыгодно даже из обычных артиллерийских зенитных систем. Именно поэтому лазерные комплексы выглядят как достаточно эффективное средство борьбы с БПЛА», — говорил Катков.
Известно, что подобные разработки противовоздушных лазерных комплексов есть у Израиля (Iron Beam), США и Турции (Alka). Правда, пока еще рано говорить о массовом производстве этих комплексов и их использовании в Украине.
Сооснователь и директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future Анатолий Амелин на днях заявил, что Украина получила израильские устройства против БПЛА.
6
«Преемник» Shahed-136

В середине октября американский Институт изучения войны (ISW) опубликовал новую сводку, в которой говорилось о возможном заключении контракта России с Ираном на поставку новых более мощных ударных беспилотников Arash-2.
Командующий Сухопутными войсками Ирана бригадный генерал Киомарс Хейдари заявлял, что дроны Arash-2 имеют «уникальные возможности большой дальности», и могут атаковать крупные израильские города, включая Тель-Авив и Хайфу, прямо с иранских военных баз.
Несмотря на это, американские эксперты считают, что Россия вряд ли сможет использовать Arash-2 более успешно, чем Shahed-136.
По данным Defence.ua, 4,5-метровый дрон с размахом крыла до четырех метров, может пролетать около 1000−1500 км, достигать скорости 480 км/час, подниматься на высоту до 5,5 км и нести взрывчатку массой до 30 кг.
Некоторые иранские источники утверждают, что есть версии Arash-2 с реактивным двигателем, которые могут нести до 260 кг взрывчатки. Кроме радиолокационной головки самонаведения дрон также может комплектоваться телекамерами.
Главная цель Arash-2 — уничтожение радиолокационных станций противника. Shahed-136 разрабатывался Иранской авиастроительной промышленной компанией, а Arash — специалистами сил противовоздушной оборони Ирана. В первую очередь его поставляют Корпусу стражей исламской революции, сухопутным и воздушным силам Ирана.
7
Украинский ответ

В ответ на удары по Украине дронами Shahed-136, Госконцерн Укроборонпром заявил о завершении разработки украинского ударного беспилотника, который должен стать мощнее иранского автономного оружия.
«Дальность — 1000 км, вес боевой части — 75 кг. Завершаем разработку. Мы практически ничего вам не рассказываем (так надо, поверьте), но это „ничего“ успешно работает на поле боя, а еще некоторое „ничего“ то и дело проходит успешные испытания. Вы скажете, этого недостаточно. Согласны, поэтому предпочитаем работать 24/7, чем заполонять медиапространство громкими заявлениями», — написали представители Укроборонпрома в официальном Facebook-аккаунте предприятия.
В посте также указано, что атаки воздушными «мопедами» — ничто иное, как агония российской федерации, «устрашение и террор гражданских мирных людей».
После атаки Киева украинские волонтеры Сергей Притула и Сергей Стерненко также объявили о новом большом сборе денег на приобретение украинских дронов-камикадзе RAM II UAV.
Эти ударные беспилотники построены на базе одного из лучших украинских БПЛА — Лелека-100 от компании DEVIRO. В отличе от Shahed-136, RAM II оснащен электрическим двигателем, что делает его почти бесшумным во время полета.
Однако, этот беспилотник может провести в воздухе всего до одного часа, пролетая на максимальное расстояние до 30 километров. Масса боевой нагрузки RAM II — до трех килограмм взрывчатки.
У беспилотника есть Full HD гиростабилизационная камера с 10-кратным оптическим зумом, что облегчает идентификацию цели и попадание с точностью до одного метра.