Украинские наемники в Африке. Обзор тактической игры Jagged Alliance 3

15 июля, 21:00
Jagged Alliance 3 вышла хорошей игрой, но с явными изъянами (Фото:Haemimont Games)

Jagged Alliance 3 вышла хорошей игрой, но с явными изъянами (Фото:Haemimont Games)

Серия Jagged Alliance снова пытается вернуть былое величие, на этот раз — с помощью третьей номерной части. Разработчики проекта постарались сделать все по канонам культовых предшественников и ничего не сломать. Но достаточно ли этого в 2023 году?

Жанр тактических игр хоть и нишевый, но точно не мертвый. Студия Mimimi Games за последние пять лет выпустила шедевральные Shadow Tactics: Blades of the Shogun и Desperados 3. А сейчас она готовится к релизу своего нового проекта Shadow Gambit: The Cursed Crew, и за его качество можно вообще не переживать. Параллельно вышли Gears Tactics, Wildermyth и Marvel’s Midnight Suns.

Видео дня

Конечно, жанр далеко не такой богатый и разнообразный, как экшены, но в нем сформировались свои правила и стандарты. И сейчас одного имени недостаточно, чтобы взойти на вершину ниши. Тем более, если имя изрядно запылилось. Разработчики Jagged Alliance 3 это понимали и решили сделать ставку на преемственность. Большинство рекламных роликов, будто орали: «Посмотрите, у нас тут все так, как в старых частях серии, только лучше. Вспомните, какой крутой была Jagged Alliance 2? „Тройка“ тоже такой станет».

Вот только культовый сиквел с момента релиза изрядно устарел, а индустрия за 24 года сильно изменилась. Достаточно ли пересадить старые принципы на новые рельсы, чтобы получился хит? Вот в этом NV Техно и попытался разобраться в свежем обзоре Jagged Alliance 3.

Видишь цель? Выполнять!

Игра обрисовывает сюжетную завязку в стартовом ролике и вступительной миссии. Значит, есть вымышленная африканская страна Гран-Шьена — богатая на ресурсы, но с низким уровнем социальной жизни и ворохом внутренних проблем. Военизированная группировка «Легион» похитила Альфонса Лафонтена, президента государства. Его дочь Эмма при поддержке корпорации «Адонис» связалась со знаменитой организацией наемников, чтобы спасти отца. Последней как раз и командуют игроки.

Пользователям нужно найти, где скрывается лидер «Легиона» под прозвищем Майор, освободить президента, а заодно зачистить долину реки Аджари от членов военной организации. И вот здесь должен быть тезис о том, что за простой завязкой скрывается комплексный и увлекательный сюжет, но ничего подобного. Как раз во вступлении игрокам раскрывают больше всего подробностей о сюжете.

Вот так подаются диалоги — выглядит весьма дешево (Фото: скриншот)
Вот так подаются диалоги — выглядит весьма дешево / Фото: скриншот

Далее история почти полностью выпадает из происходящих событий. О сюжете напоминают раз в 3−5 часов какой-то сценой или телефонным звонком между персонажами, имена которых мгновенно выветриваются из головы. Я даже в свои заметки их не записал, настолько невзрачно выглядят эти потуги выстроить хоть какое-то подобие повествования. Местами Jagged Alliance 3 пытается сформировать интригу вокруг загадочной личности Майора и его связи с «Адонисом». Но если вы хоть иногда проходите игры или смотрите фильмы с сериалами, то все местные недоповороты разгадаете уже после вступления и первого телефонного звонка.

По сути, разработчики из болгарской Haemimont Games свели историю к одной задачи: найди и спаси президента. И можно, конечно, попытаться оправдать разработчиков, мол, в тактике сюжет не главное. Отчасти, это правда — в играх жанра на вершине пирамиды всегда находится геймплей. Однако у нас уже есть вышеупомянутые Shadow Tactics и Desperados 3, где рядом с изумительным игровым процессом идет увлекательная история с грамотной режиссурой и размеренной подачей.

Так что у Haemimont Games либо не было желания, либо издательство THQ Nordic не выделило достаточно средств на реализацию нормального сюжета. О причинах мы вряд ли узнаем, но вывод остается прежним: с повествованием Jagged Alliance 3 не дружит. Хорошо хоть в игре есть журнал, а то ведь при прохождении порой забываешь, зачем вообще приехал в Гран-Шьену.

poster
Дайджест NV Премиум
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

За деньги хоть куда

Освобождать президента понадобится с помощью наемников — кровеносной системы Jagged Alliance 3. Все бойцы делятся на четыре категории — от новичка до элиты. Причем последняя открывается только за дополнительную плату. Чем выше класс, тем полезнее окажется наемник. От этого зависит стартовый уровень, характеристики, активные способности, пассивные черты, экипировка и начальный набор снаряжения.

Новички приходят почти голыми — с пистолетом или захудалым дробовиком. А вот элиту можно сразу отправлять в самые тяжелые бои. У них и аптечки для перевязки ран есть, и патронов достаточно, и оружие отличное. Каждый наемник имеет 2−3 ячейки под оружие, 3 — под экипировку и личный инвентарь. Последний по мере прохождения наполняется полезными вещами. Сюда входят как разные виды оружия и приспособления вроде взрывчатки, так и травы, стимуляторы с временными эффектами и шашки для освещения местности. Поначалу кажется, что экипировки чересчур много, но в процессе почти для всего находится применение.

Единственная украинская наемница (Фото: скриншот)
Единственная украинская наемница / Фото: скриншот

Однако главный параметр подбора наемников — это их специализация. Бойцы делятся на лидеров, снайперов, медиков, механиков и подрывников. У каждой категории есть перекос в сторону характеристик, относящихся к классу. Например, у механиков при повышении уровня увеличиваются интеллект и — как неожиданно — механика. От этих параметров зависят открытые черты, которые можно выбрать при прокачке. Обычно они накладывают пассивный эффект и имеют определенные условия. Самый просто вариант: точность ведения огня по цели повышается, если стрелять в нее несколько раз подряд.

На этом отличия между классами почти заканчиваются. Есть еще нюансы, вроде более эффективного применения аптечек медиками или разминирования ловушек на локации подрывниками. Но такие детали не особо влияют на общую картину. Да и в целом драматическая разница между наемниками пяти классов не ощущается. Набор черт у всех одинаковый, хоть они и доступны неравномерно. Оружие бойцы могут использовать любое, экипировку носят одинаковую, а гранаты и ножи бросает каждый из них.

Конечно, никто не мешает закопаться в нюансы и намеренно создавать разницу. К примеру, выбрать черты с бонусами за ношение легкой экипировки и добавками к подвижности. Будет эдакий маневренный ловкач, который всегда найдет для себя удобную позицию. Пространство для развития есть, но глубина не ощущается. Нет такого, что без сбалансированной команды не удастся пройти задание. Действительно важны арсенал, экипировка и общий уровень, а вот черты создают лишь дополнительные, малозаметные преимущества.

Легендарные наемники стоят очень дорого (Фото: скриншот)
Легендарные наемники стоят очень дорого / Фото: скриншот

В то же время такая система обеспечивает гибкость — можно по-разному сочетать бойцов в отрядах и перестраивать их под свой стиль. Но стоит готовиться, что не все наемники захотят отправляться в Гран-Шьену. У этих ребят находится куча причин, почему они не могут отправиться в Африку. То вещи надо забрать, то другу обещал помочь, то за собакой необходимо присмотреть. А иногда наемники не хотят служить в отрядах с другими соратниками. Все это подано с ноткой юмора и одновременно заставляет подстраиваться под ограничения, создавая дополнительный вызов.

В целом система наемников получилась комплексной, несмотря на неоднозначную прокачку. Она основана на наследии из Jagged Alliance 2, но все еще работает. Однако мне, как украинцу, было неприятно видеть среди бойцов сразу четырех россиян. Haemimont Games следовало отвлечься немного на новости и посмотреть, что военное величие рашистов давно стало мифом. А их хваленные наемники лежат в наших черноземах, никому не нужные. Спасибо хоть одну украинку добавили — Калина, дочь шахтеров, оставалась в моем отряде до конца.

Сам себе генштаб

Игровой процесс в Jagged Alliance 3 включает стратегическую составляющую. Сюда входит и выбор наемников, но это больше отдельный пласт. Игрок может со спутника наблюдать за глобальной картой и управлять отрядами. Да, последних может быть до трех единиц, хотя поначалу и один содержать тяжело, ведь постоянно нужны деньги. Средства добываются за счет освобождения секторов от «Легиона» и контроль алмазных приисков. Иногда еще в отдельных боях удается добыть ценные камни и сразу выручить за них круглую сумму.

На квадраты поделена вся карта долины реки Аджари. По умолчанию они находятся под контролем врага. Чтобы освободить сектор, нужно зайти в него отрядом. В важных и части промежуточных регионов находятся силы противника. Такие квадраты понадобится отвоевывать в боях. Самые сильные вражеские группировки расположены на территории приисков, в поселениях и на аванпостах. Из последних иногда выходят отряды, которые атакуют сектора под контролем игрока.

Управление на глобальной карте (Фото: скриншот)
Управление на глобальной карте / Фото: скриншот

К особым объектам на карте также относятся порты, лечебницы и мастерские. Первые нужны для высадки наемников после их вербовки. Вторые позволяют провести лечение бойцов, хотя и дерут втридорога. Мастерские же обеспечивают ремонт вооружения, экипировки и создание боеприпасов. Часть этих действий можно проводить и в других секторах. Для этого существуют операции, которые делятся на 8 видов. Кроме уже упомянутого лечения и починки снаряжения, сюда относятся разведка района, отдых, тренировка наемников и обучение новобранцев.

И все эти действия нужны и важны. Если заканчиваются боеприпасы — поражение гарантировано. А такое бывает: у меня одно из сражений, которое хорошо развивалось, превратилось в каторгу из-за отсутствия патронов. И да, амуниция делится по калибру, виду и даже стандарту — НАТО или СССР. Кроме того, все оружие нужно перезаряжать вручную.

Без лечения вообще беда: наемники постоянно получают ранения, которые снижают максимальный уровень здоровья и прочие важные характеристики. В полевых условиях, чтобы их устранить, нужны медикаменты. Но последние очень быстро заканчиваются. Приобрести лекарства можно у редких торговцев на локациях, а еще они иногда попадаются при обыске окружения, однако этого все равно мало.

Зачем Haemimont создала такое искусственное ограничение по количеству получаемых медикаментов, непонятно. Раз есть браузер с наемниками, добавьте интернет-магазин со снаряжением и полезными предметами, сделайте опцию сброса груза на карту с выбором точки. Все равно операции отнимают определенное количество времени, в течение которого наемники бездействуют, а за этот период расходуются деньги на содержание отрядов. Такого баланса было бы более чем достаточно. Отсутствие возможности вылечить бойцов между заданиями вызывает только отрицательные эмоции.

Наемники получаются ранения после двух попаданий (Фото: скриншот)
Наемники получаются ранения после двух попаданий / Фото: скриншот

Почему разработчики не додумались добавить магазин в стратегический режим, сказать сложно. Мне стала очевидна такая необходимость, когда у всех членов 1 из 2 моих отрядов было по пять ранений. В боях пришлось держаться на применении стимуляторов и трав. Так и удалось доковылять до больницы, где содрали 20 тысяч зеленых за лечение. И вот это накручивание сложности на ровном месте еще даст о себе знать в будущем. Система лечения стала только первым звонком.

Ремонт снаряжения позволяет поддерживать боеспособность наемников на высоком уровне. Если не чинить оружие, она начнет заклинивать. А это сразу минус один ход бойцом и на втором придется потратить драгоценные очки действий. Разведка позволяет узнать все подробности о локации, на которой будет разворачиваться бой. Пользователь сможет перейти в режим обзора и увидеть много полезной информации: места скопления врагов, опасные открытые участки, области для проникновения на закрытую территорию и прочее.

С тренировкой бойцов все понятно — чем выше характеристики, тем лучше. А вот новобранцы из числа местного населения нужны, чтобы охранять ценные квадраты, например, прииски. «Легион» регулярно рассылает налетчиков, и такие отряды отвоевывают секторы, ранее освобожденные игроком. Правда, эта механика ощущается слегка лишней. Она просто заставляет тратить время на ненужные движения по карте. Благо хоть с такими группами доступен автобой, а то пришлось бы сразу пару баллов отнимать за необходимость участвовать в рутинных битвах.

В целом геймплей на глобальной карте получился неплохим. Постоянно требуется идти на компромиссы и решать, на что потратить драгоценное время, и сколько еще денег осталось. Ограничения держат пользователя в тонусе и заставляют планировать свои действия на три шага вперед. При этом в намеченную тактику всегда вклиниваются какие-то неожиданности, под которые приходится подстраиваться. Жаль только, что отдельные нюансы подпортили впечатления.

Местами разработчики неплохо шутят и отсылок в целом хватает (Фото: скриншот)
Местами разработчики неплохо шутят и отсылок в целом хватает / Фото: скриншот

Напролом не получится

Когда игрок вступает в любой бой, включается тактический режим. Здесь предстоит напрямую управлять собственным отрядом. Сражения разворачиваются на относительно небольших локациях, густо усеянных разными объектами. Сюда относятся дома с одним или двумя этажами, заграждения, хаотично построенные рыночные ларьки, сооружения из мешков с песком, кучи шин, разный хлам и прочее. Такой плотный дизайн локаций обусловлен желанием создать много мест для укрытия и одновременно помехи для стрельбы по противникам.

И если говорить по совокупности всех факторов, реализация локаций получилась хорошей. Основные из них ощущаются уникальными за счет своей структуры и расположения объектов на местности. Где-то в центре находится большая площадь, в другом секторе — нагромождение маленьких хижин, а в третьем — церковь. Во время боя всегда приходится изучать локацию и разрабатывать тактику с учетом особенностей рельефа, вертикальности и разрушаемости. Да, пули и гранаты в Jagged Alliance 3 разносят часть окружения, что влияет на геймплей и просто отлично выглядит. Выкуси, Battlefield. На все это порой накладываются погодные условия, например, в туман и посреди песчаной бури меткость значительно ухудшается из-за ограниченной видимости. Приходится выбирать позиции для более плотного ведения огня, что хорошо отражается на разнообразии.

Однако в исполнении локаций, как и во всей Jagged Alliance 3, не обошлось без серьезных недочеты. Иногда баланс в дизайне начинает хромать на обе ноги. То сразу после начала боя отряд обнаруживают в невыгодных условиях, то приходится вступать в битву посреди пустыни, где нет даже захудалых частичных укрытий. А это очень и очень плохо, ведь игра в целом не поощряет агрессивный геймплей. Врагов на локациях почти всегда больше десяти, а порой их количество доходит до 20. В таких условиях переть вперед равно отправить наемников на смерть. Работает только одна тактика — найти хорошую точку, занять оборону со снайпером на возвышенности и постепенно выкашивать противников.

Бои в городской местности получились самыми вариативными (Фото: скриншот)
Бои в городской местности получились самыми вариативными / Фото: скриншот

Как бы я не экспериментировал, но другие подходы просто не работали. Они всегда приводили либо к худшим, либо вообще к печальным последствиям с потерей отряда. Такой геймдизайн имеет право на жизнь, но, когда на него накладываются недочеты в структуре уровней, хочется волком выть. Создается впечатление, словно Jagged Alliance 3 не оставляет шансов на победу. А сверху на этот комок наслаивается главная проблема проекта.

Перед боем игрок управляет отрядом в режиме свободного перемещения. Это позволяет включить маскировку и при наличии запаса ножей или пушки с глушителем по-тихому устранить нескольких врагов, отделенных от основной группы. Работает этот стелс странно, ведь у противников не конусы зрения, а радиусы. Если подойти на определенную дистанцию, то через несколько секунд недруг поднимет тревогу. И плевать, что он все время стоял спиной к игроку. В результате желание бросить нож нередко превращается в начало битвы на невыгодных условиях.

Когда бой стартовал, активируются стандартные правила тактик. Пользователь должен управлять отрядом в пошаговом режиме. У каждого бойца есть определенное количество очков действий (ОД), которое зависит от характеристик и боевого духа. Последний повышается при убийстве противников и снижается, если наемники получают ранения. ОД тратятся на все действия — от передвижения до выстрелов, перевязки ран, применения активных способностей и предметов. Чтобы использовать вспомогательные средства по типу гранат, динамита и сигнальных шашек, их нужно экипировать. Это можно сделать в любое время, но инвентарь реализован архаично и отталкивает одним внешним видом. В нем даже сортировка отсутствует.

Стрелять можно в шесть частей тела — от ног до головы. Попадания в каждую из них имеют разные последствия, например, урон по рукам снижает точность. К другим статусным эффектам относится подавление для снижения ОД, кровотечение, горение, если применяется коктейль Молотова, и так далее. Иногда отдельные части противников защищены броней. В случае выстрелов по ним урон будет снижен. И вот тут мы подобрались к главной проблеме. Помните, мы, упоминали об искусственном усложнении? Так вот, в Jagged Alliance 3 не показываются шанс попадания и количество здоровья у врагов. Спросите почему? Я к вам присоединюсь, самому интересно.

На такой дистанции персонаж может промазать (Фото: скриншот)
На такой дистанции персонаж может промазать / Фото: скриншот

Haemimont Games решила наплевать на главные принципы удобства, чтобы с гордостью называть свою игру хардкорной. Вот только часть этого «хардкора» ощущается проблемой баланса и геймдизайна. За 30 часов прохождения я примерно понял, что шанс попадания составляет 30−60% в зависимости от снаряжения бойцов и условий на местности. Но нередко наемники промахиваются, стоя впритык к врагу. XCOM за это критиковали 11 лет назад, а Jagged Alliance 3 в 2023-м прыгнула на те же грабли. Причем здесь проблема ощущается более болезненной, ведь цена ошибки высока. Можно схлопотать несколько лишних ранений или вообще лишиться без отряда, если часто промахиваться.

В итоге, комок проблем привел к тому, что без частых загрузок и сохранений играть становится крайне затруднительно. Создается впечатление, словно приходится продираться сквозь сложности, которых быть не должно. Разработчики настолько углубились в попытки скопировать наследие Jagged Alliance, что не заметили перекос в плане баланса и отсутствие банальных удобств. Наличие полоски здоровья и корректные настройки шанса попадания сделали бы игру приятнее, а не проще. Необходимость тщательно планировать свои действия никуда бы не делась.

Вертикальность влияет на геймплей (Фото: скриншот)
Вертикальность влияет на геймплей / Фото: скриншот

Эти недочеты удручают, ведь бои в Jagged Alliance 3 умеют увлечь. Нередко приходится применять самые разнообразные уловки для достижения победы. И вариантов всегда предостаточно. Можно активно использовать стимуляторы, стрелять по рукам недругов для снижения точности, перекрыть часть площади газовыми гранатами, применять режим наблюдения для стрельбы по противникам на их ходу и так далее. Сражения с отрядами из 15 врагов и вовсе становятся тяжелой проверкой логических и тактических навыков.

Враги ведут себя корректно, хотя порой и занимают странные позиции во время передислокации. Но у меня бывало, что и один пулеметчик создавал кучу проблем. Сражения в Jagged Alliance 3 ощущаются действительно комплексными с учетом огромного количества возможностей и геймплейных нюансов. Но весь потенциал помешал раскрыть комок проблем, часть из которых лежит на поверхности.

Вне боя на локациях можно найти полезные предметы. За разминирование, перемещение по крышам, взлом и прочие подобные действия изредка повышаются характеристики солдат. Еще есть небольшие задания, когда неигровые персонажи просят отыскать предмет, убить каких-то негодяев или просто настроить телевизор. Для прохождения определенных квестов нужно иметь персонажей с высоким показателем тех или иных параметров.

Проблема в том, что стоящие награды за задания выдаются очень редко. Повышается только лояльность, которая влияет на доход от ближайших приисков. Но эффект едва заметен, а сами по себе квесты не рассказывают никаких интересных историй. Исключением можно назвать лишь несколько цепочек миссий, да и то с натяжкой. Получилось, что и здесь реализация подвела.

Бой во время песчаной бури (Фото: скриншот)
Бой во время песчаной бури / Фото: скриншот

То же самое касается визуального стиля. Локации выглядит очень невзрачными — рассматривать попросту нечего. Все джунгли, пустыни, поселения с кучей халуп и военные базы смотрятся блекло. А приятные впечатления вызывают разве что пару секторов, которые удается посетить ближе к финалу. Еще яркость местами чересчур высокая, и это плохо влияет на картинку. Но зато в игре высокая детализация окружения, как для тактики, аккуратные анимации передвижения и в целом неплохое звучание. Не хватает только разнообразия во фразах врагов и собственных солдат.

Покупать или нет

Серия Jagged Alliance вернулась, и вполне достойно. Без фанфар, прорыва и революции, но у фанатов жанра появился еще один вариант, как провести десятки свободных часов по вечерам. Местами путешествия по Гран-Шьене сопровождается ямами и неровностями, которые вызывают не самые приятные эмоции. Но ощущение от победы в сложном бою часто их затмевает. А вот незнакомым с жанром людям стоит быть аккуратными с Jagged Alliance 3 — общая сложность и многочисленные геймплейные системы создают высокий порог вхождения. Начинать лучше с чего-то более ласкового к новичкам, или же придется включать сюжетный режим, но в таком формате теряется вызов.

Оценка NV: 7 из 10.

Показать ещё новости
X