16 октября 2021, 21:02
Мочилово государственного масштаба. Обзор игры Total War: Rome Remastered
Total War — знаменитая серия гибридных стратегий, где пользователи в пошаговом режиме руководят своим государством на глобальной карте и управляют огромными армиями в сражениях, которые разворачиваются в режиме реального времени. Эта концепция не менялась в играх серии уже более 20 лет, однако она постоянно улучшалась. Разработчики упрощали одни функции и добавляли другие в попытках обогатить и облагородить геймплей.
Тем не менее, старые поклонники серии считают одним из лучших проектов в ней Rome: Total War 2004 года выпуска. Они отмечают прекрасный антураж Античности, отличный искусственный интеллект и сложную систему вербовки отрядов, которая заставляла продумывать свои действия на несколько ходов вперед. Только с помощью тщательного планирования игрок мог проводить эффективные военные кампании и расширять собственные владения.
Чтобы порадовать старых поклонников, Feral Interactive при поддержке Creative Assembly и SEGA выпустила Total War: Rome Remastered — обновленную версию той самой стратегии 2004 года. Мы в редакции НВ Техно, как давние любители серии, приобщились к проекту и готовы поделиться своими впечатлениями. Давайте вместе разбираться, почему олдфагам так нравится игра 17-летней давности, и не лукавят ли они в своих заявлениях под давлением ностальгии.
Каждому по империи
Первое важное нововведение в Total War: Rome Remastered обнаруживается сразу после запуска проекта. Перед пользователем появляется небольшое окно с базовыми настройками и выбором между основной игрой и двумя дополнениями — Alexander и Barbarian Invasion. Эти добавки открывают доступ к полноценным кампаниям с новыми юнитами и измененной глобальной картой. Более того, в них тоже подтянули графическую составляющую и технические аспекты.
Feral Interactive вместе с Creative Assembly и SEGA заслуживают отдельной похвалы за реализацию дополнений в комплекте с основной игрой. В современных условиях, где издатели стараются выжать максимум прибыли из каждого проекта, такое решение особенно радует. Для покупателей присутствие Alexander и Barbarian Invasion значительно повысит ценность ремастера.
А вот о добавлении шестнадцати играбельных фракций в основную кампанию так же положительно отозваться не получится. В оригинале они открывались за минуту с помощью правки одной строчки кода в ini-файле. О такой хитрости знали все игроки, поэтому нововведение будем считать номинальным. Здесь больше возникают вопросы из разряда, почему в Rome: Total War доступ к фракциям закрыли таким нелепым способом и оставили только три римских дома.
После выбора государства пользователи появятся на глобальной карте мира, разделенной на области. Игрок получит в свое распоряжение от одного до восьми регионов, в зависимости от подконтрольной страны. Я играл за римский дом Сципионов и поначалу управлял лишь двумя территориальными единицами. Каждая область имеет свой город, который предстоит развивать.
Все государства в Total War: Rome Remastered получают прибыль от налогов, торговли, сельского хозяйства и промышленности. Можно еще требовать выплаты через дипломатию, но это далеко не самый надежный способ увеличивать бюджет. В начале каждого хода казна игрока пополняется на определенную сумму, которая обозначена в специальной сводке. Там же подробно расписаны все статьи доходов и расходов, чтобы пользователь понимал, на какие аспекты развития государства ему стоит обратить внимание.
Деньги в Total War: Rome Remastered тратятся на вербовку армий и улучшение городов. В поселениях можно строить здания разных видов: одни повышают доходы от торговли, другие открывают доступ к определенным боевым единицам, третьи улучшают ведение сельского хозяйства, а четвертые поднимают настроение жителей. С последним показателем в Total War: Rome Remastered связано несколько механик.
Если народ будет недоволен из-за нищеты или культурных различий, то поднимет мятеж, который может быстро перерасти в восстание. Тогда поселение отделится от фракции игрока и присоединится к другой или же вовсе создаст свою. Пользователь должен снижать налоги, строить специальные здания и вводить войска в город, чтобы предотвратить или погасить бунт.
Неудобств по-прежнему хватает
Дипломатия в ремастере не подверглась изменениям, а значит — она так и осталась фикцией. Игрока никак не наказывают за нарушенные торговые соглашения и разорванные союзы. А если кто-то предлагает присоединиться к войне за определенную сумму, то можно смело брать деньги и не ввязываться в конфликт. В худшем случае у пользователя немного испортятся отношения с обманутой фракцией. Страны под управлением искусственного интеллекта, кстати, тоже так поступают. На меня вон Карфаген напал сразу после заключения торгового соглашения, которое вроде как должно укреплять связи между государствами. Да и нанимать дипломатов, чтобы рассылать их по всему миру, неудобно. В прошлогодней Total War Saga: Troy дипломатию вынесли в отдельное меню и сделали более гибкой. Игрок мог в любой момент начать переговоры с избранным государством, и это положительно отражалось на геймплее.
Собственно, тут мы подходим к вопросу удобства, о котором Feral Interactive до конца не позаботилась. Разработчики ремастера сделали немало мелких, но важных изменений, касающихся управления государства. Они добавили торговцев и возможность отсылать их в места добычи ресурсов для получения дополнительного заработка, создали отдельное меню агентов и упростили им выбор цели. А еще Feral Interactive разделила сообщения, которые появляются после каждого хода, на категории по степени важности. Это позволяет быстро выделить главное и упрощает планирование дальнейших действий.
Однако многие пережитки прошлого в Total War: Rome Remastered почему-то решили оставить. Убийца самостоятельно не может опознать цель и должен всегда ходить за шпионом, автоматический добор воинов в отряды не предусмотрен, а в городах можно нанимать только по одной боевой единице за ход. Последнее решение отвратительно сказывается на общем темпе: игрок должен проводить вербовку одновременно в нескольких поселениях, а потом сдвигать кучу небольших армий в одну точку, чтобы создать полноценное войско.
В противном случае придется ждать 10 или даже 15 ходов, пока в одном городе скопится приличное количество солдат. Все эти небольшие управленческие задачи только раздражают и портят общие впечатления. Новые части от них избавились, и Rome Remastered следовало поступить похожим образом, но Feral Interactive, видимо, побоялась сломать геймплей и разозлить олдфагов.
Ни шагу назад!
Битвы в режиме реального времени тоже лишь слегка облагородили. Разработчики добавили тактическую карту, возможность отключать отдельные элементы интерфейса в боях и прочие мелкие новшества. В целом противостояния всегда разворачиваются по одной схеме: армии сталкиваются на глобальной карте, а потом переносятся на отдельную локацию со своим ландшафтом. Здесь игрок развертывает войска и командует ими: задает строй, направление для движения и посылает в атаку. Видов юнитов в Total War: Rome Remastered хватает, хотя новых разработчики и не добавляли. Есть несколько вариаций мечников, копейщиков, лучников, пращников и наездников. Особые войска, например, боевые псы и горящие свиньи, тоже имеются.
В битвах одни отряды обладают явным преимуществом над другими и проигрывают третьим. Например, кавалеристы на слонах могут разметать половину войска, но если против них поставить умелых копейщиков, то победа гарантирована. Конные солдаты хорошо наносят удары сзади и с фланга, однако быстро умирают, если застревают в гуще сражения. Стрелки на высоте — это грозная сила, хотя вблизи они становятся легкой добычей. Таких правил ведения боя в Total War: Rome Remastered хватает, и благодаря им стычки всегда вызывают интерес.
Полководцев, которые могут возглавлять армии и управлять городами, в ремастере никак не изменили. Они по-прежнему обладают личным отрядом и обзаводятся разными полезными и отрицательными характеристиками в зависимости от своей деятельности. Если военачальник погибает в сражении, то боевой дух армии сильно падает, что неминуемо приведет к бегству. Искусственный интеллект в битвах ведет себя на удивление хорошо. Он пытается реагировать на маневры пользователя и соответствующим образом перестраивать свои войска. А вот осады мне не понравились: слишком они вязкие и долгие, хотя это, наверное, больше субъективное восприятие.
Слегка припудрили
Обновление графики в Total War: Rome Remastered можно назвать приемлемым. Разработчики слегка подтянули текстуры, улучшили модели персонажей и объектов окружения, облагородили ландшафт на отдельных картах для сражений и добавили поддержку ультрашироких мониторов. Освещение тоже изменилось, правда, в худшую сторону. На глобальной карте ремастер выглядит слишком ярким, что не особо сочетается с общим суровым настроением игры. В целом Feral Interactive и не обещала значительно усовершенствовать визуальную составляющую оригинала. Разработчики пытались сделать так, чтобы проект смотрелся немного приятнее, и с этой задачей они справились.