«Имеет форму рыбы с пропеллером в хвосте». Как и зачем полтора века назад каталонский журналист создал первую в мире подводную лодку
Научпоп29 сентября 2024, 17:57
Его первая подводная лодка Ictíneo I была спущена на воду в порту Барселоны в июне 1858 года, а 23 сентября, после серии частных погружений, состоялась публичная презентация. Акционеры, пресса и многочисленная толпа увидели, что семиметровое судно, созданное Нарсисо Монтуриолом, опустилось на глубину 20 м и пробыло там в течение 2 часов 20 минут, а затем поднялось на поверхность.
Окрыленный успехом, Монтуриол рассказал восторженной публике, что задумал построить подводную лодку после того, как стал свидетелем гибели сборщика кораллов на мысе Крез. Он поставил себе цель построить лодку, способную погружаться и безопасно извлекать кораллы из моря, уменьшив до минимума риск для человека, находящегося внутри.
Также Монтуриол признался, что записал свои первые идеи достаточно давно, но держал их в секрете почти одиннадцать лет. Причин здесь две: ему не хватало необходимых средств на проект, и он опасался, что люди назовут его фантазером и начнут высмеивать замысел.
Ictíneo I действительно стал революцией в мире судостроения и почти на столетие опередил технологии, которые начнут использовать военные заводы только во Вторую мировую войну. Монтуриол описывал свое детище так: «Я называю его рыбьей лодкой: его форма напоминает форму рыбы, и, как и рыба, он имеет пропеллер в хвосте, плавники для управления, плавательные пузыри и балласт, чтобы быть в равновесии с водой с момента погружения».
Ictíneo I был преимущественно деревянным и состоял из двух разных корпусов: внутренний, или напорный, был сферическим и имел вместимость 7 м³, тогда как внешний, или легкий, имел форму рыбы с эллиптическим сечением. В пространстве между ними располагались флотационные цистерны, бак, поставлявший кислород для дыхания и освещения. Еще один водородный бак питал кислородно-водородную лампу для освещения морских глубин.
Монтуриол поставил на лодку гребной винт с плоскими ребрами, который приводился в действие командой из четырех человек. Погружение достигалось с помощью горизонтального гребного винта, который мог вращаться в обоих направлениях, и имел уплотнители и воздушные помпы. Также изобретатель оснастил судно рядом специальных инструментов для вылова кораллов, поскольку это и было главной целью.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Опальный политик и журналист
Создатель первой в мире подводной лодки не был инженером по специальности. Он был известен как журналист, политик, общественный деятель, который никогда не находил общего языка с властью и даже за свои убеждения несколько раз оказывался в ссылке или тюрьме.
Каталонец по происхождению, Нарсисо Монтуриол был сыном лодочника, но получил образование и диплом философа в Сервере, а затем выучился на юриста в Барселонском университете. Он довольно рано женился и стал отцом восьми детей, но трое из них умерли маленькими.
К 30 годам Монтуриол успел послужить в Национальной милиции Барселоны, а также основать собственную типографию и несколько изданий. Его газета La Fraternité опубликовала в марте 1848 года статью под названием Европа и революция, которая была направлена против монархии. После этого Монтуриол был вынужден уехать в изгнание во Францию, где участвовал в основании радикальной организации Террадас, которая занималась финансированием демократического восстания в Испании.
Монтуриола амнистировали через год, и, вернувшись в Барселону, он основал новый оппозиционный журнал El Padre de Familia под лозунгом Воспитывайте себя, морализируйте себя. За это правительство оштрафовало его, а поскольку Монтуриол не смог оплатить штраф, у него конфисковали печатный станок и приговорили к четырем годам заключения.
На свободу издатель вышел быстрее, однако работы уже не было, а большую семью надо было кормить. Он зарабатывал как художник-портретист, рисуя прохожих за небольшую оплату. А, насобирав средств, снова купил печатный станок и, начав с поздравительных открыток, со временем уже мог позволить себе издавать альманах или журнал.
Но страстью Монтуриола всегда была наука и техника, поэтому между делами он вынашивал идею — как заставить лодку собирать кораллы под водой, освободив от опасного труда человека. О том, что такие суда могут стать военными машинами-убийцами, он также задумывался, но цели такой перед собой не ставил.
В сентябре 1857 года 38-летний изобретатель вместе с друзьями из Эмпорды организовал первую в Испании коммерческую компанию, которая занималась бы эксплуатацией подводного плавания. И уже через год Ictíneo показали публике.
В мае 1861 года Монтуриол провел официальные испытания в порту Аликанте в присутствии представителей власти, в частности министра военно-морского флота. На этот раз его «рыбный корабль» преодолел 5,6 км, а сам изобретатель ожидал, что правительство будет в восторге и выделит средства для постройки новой лодки или наладит массовое производство. Однако этого не произошло — министр флота решил, что Испании такие суда не нужны.
Вторая попытка и банкротство
Деньги для новой — усовершенствованной версии лодки, которую назвали Ictíneo II, Монтуриол все же нашел: он объявил сбор по всей стране, и неравнодушные люди быстро задонатили ему необходимую сумму. Уже в октябре того же года он показал лодку в порту Барселоны.
По сравнению со своим предшественником, Ictíneo IІ был вдвое больше и построен из более надежных материалов: оливкового дерева, дубовой арматуры и был покрыт 2-миллиметровым слоем меди. Четыре водонепроницаемые отсеки обеспечивали плавучесть подводной лодки, когда цистерны были пустыми. Их можно было при желании затопить для погружения. Сплыв на поверхность достигался с помощью нагнетания воздуха в отсеки помпой, а во время подводной навигации поддерживалась горизонтальность с помощью груза, который двигался вдоль рельса.
Однако самым важным изобретением Монтуриола для этой подводной лодки стал анаэробный двигатель, а также решение проблемы восстановления кислорода в герметичном контейнере. Если в предыдущем прототипе гребной винт корабля приводился в движение экипажем из четырех человек, то теперь Монтуриол решил ввести механический двигатель. Он отказался от газовых или нефтяных двигателей в пользу парового. Топливом для такого двигателя служило химическое соединение перекиси марганца, цинка и хлората калия, которое вступало в реакцию, создавая необходимую температуру для производства пара. А кислород, который собирали в резервуарах, использовали для дыхания экипажа и возможности освещать салон.
В будущем ни одна другая подводная лодка не использовала анаэробную силовую установку вплоть до 1940 года, когда немецкий военно-морской флот испытал систему на тех же принципах, используя перекись водорода в качестве топлива в турбинах Вальтера.
Несмотря на свое революционное изобретение, Монтуриол не получил на этом деле ни славы, ни денег. В 1868 году он вернулся к политической деятельности и даже стал депутатом от Манресы в Учредительных судах Первой Испанской республики. Позже его назначили директором Национального монетного двора и фабрики марок в Мадриде.
В конце жизни Монтуриол все еще издавал газету El Anunciador Financiero, однако дела шли плохо. Умер он в 1885 году, разоренный и полностью забытый. Похоронили его на Восточном кладбище Барселоны, а в эпитафии упомянули об изобретении, которое современники не оценили по достоинству: «Здесь лежит Д[октор]. Нарсисо Монтуриол, изобретатель Ictíneo, первой подводной лодки, на которой он плавал по морскому дну в водах возле Барселоны и Аликанте в 1859, 1860, 1861 и 1862 годах».
Кроме подводной лодки он считается автором первой в мире машины для изготовления картона, машины для изготовления сигарет (единственная, которую он запатентовал в 1866 году), корма для кроликов из ивовой древесины, способа изготовления холодного мыла, синтетические подошвы для обуви, жидкого клея для древесины, гильзы для моторных цилиндров и даже крема для обуви. Также Монтуриол разработал проект для фуникулера Таррагоны и подвода вод реки Тер в Барселону. Судьба некоторых из его изобретений была более успешной, чем у подводной лодки, опередившей свое время.
Сегодня испанские военно-морские силы используют название Narciso Monturiol для четырех своих подводных лодок. Последняя из них, Narciso Monturiol (S-82), была построена в 2007 году.