3 вещи, которые изменит автономное управление, и при чем здесь Украина. Блог Виталия Нужного

30 августа 2018, 09:03

Видео с автопилотом Tesla набирают миллионы просмотров на YouTube, а водители автомобилей премиум-сегмента уже привыкли к параллельной парковке нажатием двух кнопок. Все это - предвестники автономного управления, к которому уверенно движется человечество. Сможет ли Украина внести вклад в автомобильное будущее?

Видео дня

Парадигма пользования автомобилем

Новые технологии влияют на нашу жизнь, а прорывные инновации меняют парадигму пользования привычными вещами. Так было с лифтами и мобильными, так будет происходить и с автономным управлением. И дело здесь не только в том, крутите вы сосредоточенно руль, или отдыхаете. Как и мобильные телефоны, "самоуправляемые" авто влияют на ваш образ жизни, ваши занятия, на ваше расписание на день.

Например, сейчас активно идут разговоры о переезде все большего количества людей, которые добираются до работы или развлечений на авто, жить за город. Аргумент "против" для водителей - они будут тратить часы только на дорогу "дом-работа-дом", что, будем откровенны, уже происходит при частых ремонтах дорог, например, в столице.

С автономными авто возможность не управлять автомобилем во время поездки дарит те же часы водителю на сон, работу или развлечения

Однако с автономными авто возможность не управлять автомобилем во время поездки дарит те же часы водителю на сон, работу или развлечения. Поэтому время в пути не пропадает, оставляя человеку лишь правильно спланировать свое расписание. Независимо от того, это 20 минут или 2:00.

Над вопросом "чем заняться в дороге?" уже работает многомиллиардная развлекательная индустрия. Например, "Ernst & Young" в своем отчете предусматривает, что потоковые развлечения (аудио, видео) в авто только в США смогут принести дополнительные 20 млрд долларов США дохода для видеоиндустрии. Ведущие IT-компании мира работают бок о бок с автопроизводителями над созданием лучших информационно-развлекательных систем.

Автономное управление на самом деле ближе, чем мы думаем. Адаптивный круиз-контроль уже стал привычным для водителей. А это - первый уровень автономности. Второй - это параллельная парковка и адаптивный круиз-контроль, который ведет машину по автотрассе и меняет скорость в зависимости от расстояния до других авто и положение автомобиля на трассе.

Популярный автопилот Tesla - это уже третий уровень, где вы все еще должны быть готовым перехватить управление у авто. Если на четвертом уровне автономности автомобиль, который самостоятельно везет водителя по городу, еще имеет руль, чтобы переключиться на него при необходимости, то пятый уровень в нем не нуждается вовсе. Практически все ведущие автопроизводители планируют внедрить четвертый уровень в 2021-2023 года.

Логистика

Если на пятом уровне автономности автомобилю не нужен тот, кто управляет, что это изменит в видах деятельности, где водитель - главный участник? В качестве примера, возьмем дальнобойщиков в США, где эта профессия популярна.

"Неизбежное вытеснение работами человечества" откладывается

Во-первых, грузовик будет без кабины - автопроизводители будут разрабатывать платформы с колесами и двигателем. Это повлияет на цену логистики, ведь необходимость в зарплате снижается в разы. Конечно, управлять этими потоками авто имеют люди - операторы логистических компаний, поэтому "неизбежное вытеснения работами человечества" откладывается.

Во-вторых, существует ограничение на время, которое водитель может проводить за рулем. С экономической точки зрения, автономный грузовик с 20-22 часами хода в сутки заменяет двух водителей.

В-третьих, расходы местных бюджетов и государства на дороги снизятся, ведь теперь задействовать автодороги равномерно можно и днем, и ночью. И последнее, но не менее важное - воздействие на розничную торговлю.

"Грузовики не должны ездить полупустыми", поэтому время отправления некоторых товаров задерживается, а в некоторые небольшие города доходит с серьезной задержкой. Автономные же "траки" могут иметь много вариаций той же платформы, что позволит выполнять доставку в города и поселки значительно быстрее.

Экономика общего потребления

Стремительное развитие компаний вроде AirBnB или BlaBlaCar доказало - shared economy успешно работает. Эта социоэкономическая система, основанная на совместном пользовании человеческими и физическими ресурсами, сейчас активно применяется и в автомобильном направлении: мы заказываем Uber или Lyft за рубежом, ищем тот самый BlaBlaCar, чтобы попасть в другой город.

Одним из новых решений передвижения по городу в контексте shared economy, которое принесут автономные автомобили, станут сервисы самоуправляемых автомобилей совместного использования. Эта бизнес-модель сочетает использование беспилотных транспортных средств с экономикой общего пользования и позволит значительно уменьшить количество автомобилей и мест для парковки в городе.

Пользователи этого сервиса не будут иметь собственного авто, а только подписку на пользование этим транспортом. Если нужно поехать куда-то, достаточно запустить мобильное приложение и определить местонахождение. Далее интеллектуальная система найдет ближайший доступный автономный автомобиль для пользователя, и подхватит его.

Если же вызовов мало и спрос на поездки небольшой, самоуправляемые автомобили автоматически паркуются на стоянках за пределами города. Это должно освободить места для стоянки в городе для других водителей.

Таким образом автономные авто позволяют уменьшить количество транспорта в самом городе и оптимизировать себестоимость перемещения

Таким образом автономные авто позволяют уменьшить количество транспорта в самом городе и оптимизировать себестоимость перемещения: выбор маршрута на основе постоянно обновляющихся данных, оптимальное использование топлива или электроэнергии в электрокарах при постоянной скорости потока.

Шанс для Украины

Новейшие технологии, самоуправляемые автомобили и умные магистрали - это все замечательно. Но с шутками об отечественных дорогах можно публиковать многотомные издания, а автономное управление даже 2 уровня еще вызывает удивление у потребителей.

Мы много говорим о стремительном росте IT-сектора в Украине, его вклад в экономику и влияние на ВВП, однако при чем здесь авто? Кроме стартапов, разработок в финансовых, энергетических секторах и многих других, Украина может предложить миру свои IT-решения для автомобильной отрасли.

В Одессе и Киеве в разных компаниях в этом направлении уже успешно работает и внедряет свои разработки не одна тысяча инженеров. Это системы навигации, обработки данных, информационно-развлекательные системы - все то, что ускоряет развитие отрасли и делает ближе те уровни автономного управления, о которых еще вчера можно было писать в разделе "фантастика".

Ведущие автомобильные производители выделяют на это многомиллиардные инвестиции, ведь пятый уровень автономного вождения планируется внедрить за 3-5 лет. Для беспилотных авто в экономике общего потребления должна быть создана система для подсчета и контроля выплат, а также мобильные приложения для пользователей. Почему бы их не создать украинцам? В автомобильной отрасли в Украине уже работают более 2000 инженеров-программистов.

Разработками украинских IT-специалистов уже пользуются миллионы водителей в мире

Разработками украинских IT-специалистов уже пользуются миллионы водителей в мире, а с компаниями в сфере информационных технологий работают ведущие автопроизводители Европы и США. Довольно просто догадаться, где появятся первые автономные авто, не правда ли? Не имея собственных мощных автомобильных брендов, IT-экспертиза, которой доверяют, - это хороший шанс для Украины стать мощным игроком на автомобильном рынке.

Автор колонки - Виталий Нужный, директор направления Automotive в Luxoft Украина

Показать ещё новости
Радіо НВ
X