Не там искали? Ученые доказали, что на планетах с атмосферой из водорода возможна жизнь

5 мая 2020, 11:03

Согласно новому исследованию Массачусетского технологического института (MIT), микробная жизнь может процветать в атмосфере, которая состоит из 100% водорода.

Открытие может полностью изменить наше понимание того, где жизнь может существовать во вселенной, отмечают авторы открытия.

Группа исследователей во главе с астрофизиком и планетологом Сарой Сигер провела эксперименты с бактериями Escherichia coli, или E. Coli. Их поместили в чистую водородную атмосферу. И, что невероятно, микробы выжили, показывая, как жизнь может существовать в такой экстремальной атмосфере.

«Я хочу подтолкнуть астрономов к более широкому размышлению о том, какие планеты могут быть обитаемыми. Биологи, если бы они когда-либо думали о богатых водородом атмосферах, подумали бы, что выживать нормально, потому что нет данных, что водород токсичен для жизни», — сказала Сигер.

Тем не менее, отметила она, астрономы «не знают, что жизнь может существовать в атмосфере, где преобладает водород, поэтому наша работа заключалась в том, чтобы дать четкие и краткие экспериментальные доказательства того, что это так».

Таким образом, исследователи могут рассмотреть возможность изучения новых экзопланет, которые потенциально могут поддерживать жизнь. Кроме того, поскольку атмосферы, насыщенные водородом, как правило, больше и простираются от поверхности планеты, их легче обнаружить с помощью некоторых методов наблюдения.

По словам Сигер, микробы, которых биологи изучали в лаборатории, росли медленнее в атмосфере со 100% -ным содержанием водорода, чем в «нормальной» среде Земли.

«В несколько раз медленнее для E. Coli и в несколько сотен раз медленнее для дрожжей», — сказала она. Тем не менее, она добавила, что «это не слишком удивительно, потому что без кислорода микробы должны получать всю свою пищу в результате брожения, а это просто не дает столько энергии».

Хотя этот эксперимент показал, как жизнь может выжить в атмосфере чистого водорода, ученые не ожидают найти экзопланеты с атмосферой, состоящей из 100% водорода. Тем не менее, вполне возможно найти некоторые экзопланеты с атмосферой, где преобладает водород.

«Эти результаты особенно важны для поиска жизни, потому что, хотя они еще не найдены, астрономы считают, что есть, вероятно, большие, скалистые экзопланеты с тонкой, богатой водородом атмосферой. Мы еще не знаем таких планет. Но теория говорит, что они должны существовать», — сказала Сигер.