Ученые нашли новое объяснение зарождению жизни на Земле. Спойлер: все было не как в Библии

18 марта 2021, 12:12

Ученые до сих пор не разгадали загадку, как же зародилась жизнь на Земле. Новое исследование предполагает, что произошло это благодаря молниям.

К такому выводу пришли планетологи из Йельского университета (США) и Лидского университета (Великобритания). Коротко об исследовании рассказало издание Science Alert.

Одной из основ для зарождения жизни на планете является фосфор. Он является основой ДНК, РНК, костной ткани и клеточных мембран. Обычно этот химический элемент содержится в нерастворимых минералах. Исключением является материал под названием шрейберзит, который оказался на Земле благодаря падающим на планету метеоритам.

Однако жизнь на Земле появилась около 3,8−4,1 миллиарда лет назад. К этому времени количество падающих на планету метеоритов существенно уменьшилось. Это произошло из-за того, что в Солнечной системе практически завершилось формирование планет и их спутников. Соответственно, источником фосфора, который привел к зарождению жизни на Земле, стало что-то другое.

Используя различные методы спектроскопической визуализации, исследователи обнаружили, что шрейберзит также можно найти внутри фульгуритовых стекол — это спекшийся от очень сильного удара молнии песок.

С помощью компьютерного моделирования ученые выяснили, что на ранней Земле ежегодно происходило от 1 до 5 млрд вспышек молний. Для сравнения — сейчас их менее 600 млн в год.

Исследователи выдвинули теорию, что необходимое для зарождения количество фосфора могло появиться на Земле именно благодаря молниям потому, что удары молний обычно приходились на материковую часть тропических регионов. Это привело к образованию областей с более высоким содержанием фосфора именно там, где с большей вероятностью присутствовали и другие ингредиенты жизненного коктейля, — в небольших водоемах на суше.

Важно также понимать, что, если фосфор запускает подобную цепную реакцию, которая в итоге приводит к зарождению жизни, то именно за концентрацией этого химического элемента нам необходимо следить во время изучения других планет. Ведь, если такая последовательность привела к заселению Земли, то, возможно, прямо сейчас подобным образом новая жизнь зарождается на какой-то другой планете.