Заглянули в ад. Ученые нашли огромные горы и пузыри мантии в земной коре

25 апреля, 07:00

Заглянули в ад. Ученые нашли огромные горы и пузыри мантии в земной коре

Заглянули в ад. Ученые нашли огромные горы и пузыри мантии в земной коре - фото

NBC News

Внутри Земли есть горы выше Эвереста — ученые

Исследователи из США и Англии проанализировали внутреннюю часть Земли. Оказалось, в земной коре существует гораздо больше неизвестного, чем ученые думали ранее.

Недавно космический аппарат InSight зарегистрировал свое первое "марсотрясение" - слабые сейсмические толчки под поверхностью Марса. Но, несмотря на то, что ученые уже исследуют внутреннюю структуру других планет, глубоко под поверхностью Земли существует не меньше неизвестного и загадочного.

Как пишет NBC News, исследователи из Калифорнийского университета в Беркли используют сейсмические волны для изучения внутренней структуры нашей планеты. Согласно результатам их недавнего исследования, внутренние слои Земли похожи на луковицу, и имеют очень резкие рельефные переходы на глубине от 400 км до 700 км под землей.

Среди прочего, ученые обнаружили там настоящий горный хребет, вершины которого могут быть выше Эвереста - самой высокой горы на поверхности Земли (почти 9 км). Эти горные хребты и внешние слои почвы Земли образовываются благодаря раскаленной магме, которая поднимается из глубины планеты.

Самое интересное происходит как раз там - на глубинах около 1000 км под Землей, где расположены огромные пузыри мантии - слоя между корой и ядром Земли. Пару месяцев назад, благодаря современному 3D-моделированию, исследователи обнаружили два таких пузыря, размером с Австралию, которые находятся глубоко под Африкой и под Тихим Океаном.

Сейсмолог Мария Цехмистренко из Оксфордского университета говорит, что эти пузыри на ядре Земли могут привести к разрушительным последствиям, вроде извержения супервулканов, когда они пробиваются на поверхность.

Фото: Mingming Li/Arizona State University

Цехмистренко предполагает, что именно такие образования могли сформировать полуостров Индостан около 67 млн лет назад, не говоря уже об их влиянии на климат и существование всего живого на планете в это время.

Ученым пока до конца неизвестна природа этих пузырей, поскольку метод исследования сейсмическими волнами позволяет только приблизительно определить их размеры и расположение. Тем не менее, сейсмологи знают, что они могут периодически нагреваться и остывать, меняя свою структуру и плотность.

Подобные пузыри - ничто в сравнении с ядром Земли, которое представляет из себя раскаленный железный шар, диаметром в 1200 км. Это шар является плотным и цельным только из-за огромного давления, которое оказывают на него внешние слои со всех сторон. А сама температура земного ядра может быть выше, чем температура на поверхности Солнца (около 6000 градусов Цельсия).

Изменения во внутренней структуре Земли и выход на поверхность огромного количества тепловой энергии из ее глубины могут объяснить не только движения наших континентов, но и помочь узнать историю планеты, начиная с периода ее зарождения около 4,5 млрд лет назад.

“Сильный удар извне мог растопить или взбудоражить внутреннюю часть Земли. В результате, отделение жидкости от твердого вещества и материала ядра от материала мантии установило состояние планеты, которое развилось до того, что мы видим сейчас”, - говорит планетолог из Калифорнийского технологического института Дэвид Дж. Стивенсон.

Сейсмологам предстоит еще много работы, ведь пока человек смог приблизиться к центру Земли всего на 0,2%. Этим “приближением является” экспериментальная сверхглубокая Кольская скважина, которая расположена в Мурманской области России и составляет более 12 км.

Напомним, одной из возможных причин разрушения всего живого на Земле является так называемый супервулкан Йеллоустонская кальдера. И хоть вулканологи оценивают вероятность его извержения в наши дни всего в 0,00014%, супервулкан “просыпался” уже три раза с периодичностью приблизительно в 600 тыс. лет, а последнее извержение произошло как раз около 640 тыс. лет назад.

Гигант расположен на Западе США, в Йеллоустонском национальном парке (штат Вайоминг), а его размеры составляют приблизительно 55 км на 72 км. Вероятные разрушения от землетрясений, огромного количества магмы и вулканического пепла такой силы могут значительно навредить не только Северной Америке, но и другим континентам.