Встречайте малыша. Астрономы обнаружили самую маленькую карликовую планету

29 октября 2019, 13:00
Цей матеріал також доступний українською

Ученые предложили назвать самой маленькой планетой Солнечной системы астероид Гигея, открытый в XIX веке в Главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером.

Дело в том, что этот астероид соответствует всем требованиям, которые нужны, чтобы официально называть небесное тело карликовой планетой.

По мнению Международного астрономического союза, чтобы официально считаться карликовой планетой, существует четыре требования, которым должен соответствовать кусок космического камня.

Он должен вращаться на орбите вокруг Солнца, но при этом не вращаться вокруг планеты, он не должен иметь сильное гравитационное поле, чтобы расчистить свою орбиту от других космических тел, как обычные планеты. Наконец, он должен иметь массу, достаточную для достижения гидростатического равновесия, то есть быть более или менее округлой формы.

В Солнечной системе много тел, которые отвечают первым трем требованиям — например, весь главный пояс астероидов между Марсом и Юпитером. Но новые наблюдения одного из самых больших кусков камня в этом поясе показывают, что он может соответствовать и четвертому условию.

«Благодаря уникальной возможности инструмента SPHERE на VLT, которая является одной из самых мощных систем визуализации в мире, мы смогли определить форму Hygiea, которая оказывается почти сферической. Благодаря этим изображениям Гигею можно переклассифицировать как карликовую планету, которая пока является самой маленькой в ​​Солнечной системе», — сказал астроном Пьер Вернацца из Лаборатории Астрофизики в Марселе.

В настоящее время в Солнечной системе пять объектов, отвечающих определению «карликовая планета». Самые известные из них — Церера в Главном поясе астероидов, которую раньше и считали астероидом, и транснептуновый объект Плутон, который ранее считался полноценной планетой. По уточненным данным, Гигея имеет в поперечнике приблизительно 430 км. Для сравнения: диаметр Плутона составляет примерно 2400 км, а Цереры — 950 км.

Если Гигея будет официально обозначена как карликовая планета, она расширяет диапазон размеров, в которых могут быть обнаружены эти объекты, что означает, что за пределами орбиты Нептуна может быть намного больше планет карликов, чем мы думали.

Новый статус Гигеи должен быть официально утвержден Международным астрономическим союзом.