Взрывная звезда. Ученые из NASA впервые измерили энергию солнечной вспышки

13 августа 2019, 13:16
Цей матеріал також доступний українською

NASA разработало инструмент, который может измерять энергию вспышек на Солнце. С помощью него ученые впервые исследовали, как ударная волна от солнечных штормов распространяется в космическом пространстве.

В конце 2018-го аналитики из Saxo Bank предсказывали, что в 2019-м мощные солнечные вспышки могут посеять настоящий хаос в сфере телекоммуникаций. Тепловой удар, который больше всего отразится на Западном полушарии Земли может нанести убытков для спутниковых систем на $2 трлн.

Ранее вспышки на Солнце и ударные радиационные волны от них не сильно беспокоили людей, но теперь, когда в самолетах над защитным слоем атмосферы каждый день находятся миллионы людей, а многие системы связи на Земле зависят от спутниковых технологий, - подобные солнечные штормы могут не только парализовать работу коммуникационных сетей, но и навредить здоровью авиапассажиров, пилотов и космонавтов.

Но, до сих пор ученые не могли точно исследовать, как именно ударная волна от солнечных вспышек распространяется в космическом пространстве, поскольку для этого просто не было подходящих инструментов.

Как пишет Science Alert, на днях ученые из NASA опубликовали исследование, согласно которому они впервые измерили волны от штормов на Солнце с помощью группы спутников Magnitospheric Multiscale satellites (MMS). Четыре спутника MMS расположены на расстоянии всего в 20 км друг от друга, поэтому они могут измерить, как тепловые волны от солнечных вспышек преодолевают космическое пространство.

“Космический аппарат MMS получил беспрецедентные многоточечные измерения частиц и полей с высоким разрешением во время межпланетной ударной волны” - пишут авторы исследования.

Сообщается, что устройства для плазменного исследова на борту MMS могут измерять распространение электронов и ионов в космосе со скоростью до шести раз в секунду. С помощью таких инструментов ученые обнаружили два скопления ионов, - одно от самой ударной волны солнечной вспышки, а второе - от волны, которая оттолкнулась от первого скопления.

Дальнейшие исследования распространения таких волн в космосе помогут ученым не только узнать, как энергия от солнечных вспышек преодолевает пространство, но и позволят определить, как похожие ударные волны исходят из сверхновых звезд и черных дыр.