Вселенная, держись. В Европе построят новый Большой адронный коллайдер за $25 млрд

16 января 2019, 11:20

Европейский совет ядерных исследований опубликовал концепт нового адронного коллайдера. Тоннель ускорителя составит около 100 км, а весь проект будет стоить более $25 млрд.

Величайшее научное изобретение человечества может стать еще более великим, в прямом и переносном смысле этого слова. На днях, Европейский совет ядерных исследований (CERN) показал концепт проекта следующего поколения адронного коллайдера.

В отличие от действующего Большого адронного коллайдера, новый ускоритель пока называют Будущий круговой коллайдер. Сегодня подземный тоннель, по которому разгоняют частицы, на границе Швейцарии и Франции занимает более 26 км.

Новую же разработку предлагают сделать в том же месте, но почти в четыре раза больше, - перед столкновением встречные пучки будут разгонять по кольцу, протяженностью в 100 км.

Стоимость разработки, соответственно, также увеличится в несколько раз. Если бюджет БАК, который начал свою работу в 2008-м, составлял примерно $6 млрд, то в Будущем круговом коллайдере собираются потратить на $4 млрд больше для сооружения одного лишь тоннеля. Общая стоимость проекта может перевалить за $25 млрд.

Поскольку новый ускоритель требует огромных затрат и начнет свою работу не раньше 2040-х, некоторые ученые ставят под сомнение необходимость такого инвестирования.

Бывший главный научный советник Великобритании, профессор Дэвид Кинг считает, что нужно проанализировать затраты и выгоды от такого проекта, поскольку неясно, совершит ли новый коллайдер какое-нибудь открытие.

Кинг рассказал BBC, что мы должны определиться, насколько такие знание будут полезны человечеству, а физики должны провести какую-либо грань, иначе следующий коллайдер обхватит экватор или взойдет до Луны и обратно.

CERN
Фото: CERN

"Мы приближаемся к планете с высокой температурой, где нынешняя глобальная экономика перестанет работать и более 150 млн человек потеряют свое место жительства. Если бы у нас было $25 млрд, и мы бы обсуждали, что с ними делать, эксперты из медицинских наук предоставили бы нам идеи, как улучшить здоровье и благополучие людей", - прокомментировал профессор для британской новостной корпорации.

Тем не менее, энтузиастов-физиков не пугает глобальное потепление, ведь коллайдер является тем инструментом, который может объяснить человечеству главные загадки Вселенной, выходящие за рамки Стандартной модели физики.

В частности, ученым предстоит раскрыть массу вопросов по поводу действия гравитации, узнать, где прячется антиматерия, объяснить, почему бозон Хиггса такой легкий и т.д.

Это может быть вопросом времени, поскольку то, что британскому физику Питеру Хиггсу казалось возможным лишь в теории в начале 1960-х, ученые из БАК подтвердили на практике несколько лет назад.

Профессор физики элементарных частиц в Брюссельском свободном университете и исследователь CERN Фрейя Блэкман рассказала Gizmodo: "Новый коллайдер сможет заметить возможные новые частицы, даже если они слишком массивны для производства текущими ускорителями, или проявляются только как небольшие изменения в Стандартной модели".

CERN
Фото: CERN

Напомним, в конце 2018-го CERN объявила об отключении БАК на два года. Операция "Длительное отключение 2" включает замену нагнетателя, который подает частицы в ускоритель, усовершенствование самих ускорителей, детекторов столкновений и электрического оборудования.

Обновленный коллайдер сможет разгонять большие пучки частиц с более высокой скоростью, что позволит физикам эффективнее наблюдать за субатомной структурой материи.

После обновления и запуска в 2021-м БАК получит гораздо высшую светосилу, за счет чего частота столкновений увеличится в пять-семь раз. В новом коллайдере будет гораздо легче замечать любое аномальное поведение частиц.

Примечательно, что Китай планирует строительство собственного адронного коллайдера с тоннелем в 100 км. На проект собираются выделить $4,3 млрд, начать строительство в 2022-м и ввести ускоритель в эксплуатацию в 2030-х.