Все по книгам. Ученые обнаружили следы древнего царства, упоминаемого в Библии

20 сентября 2019, 22:07
Цей матеріал також доступний українською

Исследователи Тель-Авивского университета обнаружили свидетельство библейского царства в пустыне Арава в 12−11 веках до нашей эры.

Для этого под руководством профессора Эреза Бен-Йосефа был проведен экспертный анализ образцов, найденных в местах производства меди в Араве.

В Книге Бытия 36:31 описывается царство Едомитян, существовавшее до X века до нашей эры: «…цари, которые царствовали в Едоме до того, как царствовал любой израильский царь». Но археологические находки показывают, что царство Эдома процветало в пустыне Арава в сегодняшнем Израиле и Иордании.

Экспертный анализ образцов, найденных в местах производства меди в Араве, под руководством профессора Эреза Бен-Йосефа из Департамента археологии и древних ближневосточных культур ТАУ и профессора Тома Леви из Калифорнийского университета в Сан-Диего, раскрывает историю процветающего общества с медной «высокотехнологичной сетью».

Медь, которая использовалась в древности для производства инструментов и оружия, была самым ценным ресурсом на Древнем Ближнем Востоке. Производство меди — это сложный процесс, требующий различных этапов.

Команда профессора Бен-Йосефа проанализировала сотни находок древних медных рудников в Иордании (Файнан) и Израиле (Тимна), чтобы реконструировать эволюцию и совершенствование медной промышленности за 500 лет, охватывающих начало первого тысячелетия до нашей эры (1300−800 г. до н.э.).

«Используя технологическую эволюцию в качестве маркера для социальных процессов, мы смогли идентифицировать и охарактеризовать возникновение библейского царства Едома. Наши результаты доказывают, что это произошло раньше, чем считалось ранее, и произошло в соответствии с библейским описанием», — объясняет профессор Бен-Йосеф.

Анализ медного шлака при выплавке показывает четкое снижение количества меди в шлаке с течением времени, что указывает на то, что производство стало оптимизировано для повышения эффективности. Исследователи связывают это внезапное улучшение с одним из самых известных египетских нашествий на Святую Землю: военной кампанией фараона Шошенка I (библейский «Шишак»), который взял Иерусалим в 10-м веке до нашей эры.

Новое исследование показывает, что вмешательство Египта не сопровождалось разрушением. Вместо этого египтяне вызвали «технологический скачок», который включал более эффективное производство меди.

«Наши новые находки противоречат мнению многих археологов о том, что Арава была заселена свободным союзом племен, и они согласуются с библейской историей о том, что здесь было царство Едомитов. Процветающая медная промышленность в Араве может быть отнесена только к централизованному и иерархическому государству, и это может соответствовать библейскому описанию царства Едомитов», — заключает профессор Бен-Йосеф.

Ранее НВ сообщало, что археологи из Израиля и Австралии нашли руины древнего города Циклаг, в котором, согласно Библии, царь Давид спасался от царя Иудеи Саула и основал там базу для военных походов на соседние поселения. Следы филистимского города Циклаг, который стал важнейшим для становления власти Давида, ученые датировали как раз временем жизни царя Давида — предположительно X век до нашей эры.

Добавим, так называемая «библейская археология», то есть раскопки мест, которые упоминаются в Библии, призвана дать более конкретное представление о ходе описанных в книге событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют исторический фон их написания.