Возвращаемся на ковчег. Ученые прогнозируют полное исчезновение насекомых в течение века

13 февраля 2019, 20:00

Ученые опубликовали доклад, согласно которому через 100 лет на Земле не останется ни одного вида насекомых.

Не секрет, что массовые вымирания живого мира на Земле - это не единичный случай. Специалисты говорят как минимум о пяти волнах вымирания, которые, вероятно, были вызваны тектонической активностью планеты или воздействием внешних космических объектов.

Конечно, наиболее известным является вымирание динозавров, которое произошло на границе мелового и палеогенового периода, около 66 миллионов лет назад. Но, стоит учесть, что после каждого из массовых вымираний, на Земле исчезало примерно от 15% до 90% всех живых организмов, включая микроорганизмы.

Теперь, человечество приближается к шестому вымиранию, и главной его особенностью является то, что движение тектонических плит и падение астероидов на Землю тут не причем. Большинство современных живых организмов начинают вымирать из-за климатических изменений на планете и деятельности человека.

Согласно исследованию, которое опубликовала на днях в журнале Biological Conservation группа международных ученых, насекомые полностью исчезнут из Земли через 100 лет.

Издание The Guardian, которое опубликовало выдержки из научной работы, передает, что популяции более 40% насекомых уже сокращаются, треть из них находится под угрозой исчезновения, а общая масса насекомых сокращается на 2,5% каждый год.

Несмотря на то, что многие обращают внимание только на вымирание больших млекопитающих, насекомые являются важной частью экосистемы и пищевой цепочки, а рейтинг их вымирания сейчас в 8 раз больше, чем у тех же млекопитающих, птиц и земноводных.

“Если вымирание насекомых нельзя остановить, - это катастрофически отразится как на экосистеме планеты, так и на выживании человечества”, - говорит один из авторов исследования, представитель Университета Сиднея Франциско Санчес-Байо.

Эксперты проанализировали 73 разных научных работы о популяции насекомых на разных континентах и пришли к выводу, что эта проблема является глобальной. Чтобы избежать катастрофических последствий для других видов и всей экосистемы, ученые советуют срочно изменять методы производства продуктов, поскольку главной угрозой для существования насекомых являются развитие агрокультуры и массовое использования пестицидов.

Среди сопряженных с вымиранием насекомых причин, Профессор Пауль Эрлих из Стэнфордского университета называет также перенаселение планеты и чрезмерный уровень потребления человечества.

Больше всего исчезновение насекомых отразится на птицах, земноводных и рыбах, поскольку им будет нечем питаться, а первыми на очереди к полному вымиранию стоят бабочки и мотыльки. Сообщается, что в период с 2000-го по 2009-й популяция бабочек на полях в Англии сократилась на 58%, что является рекордным показателем.

EPA
Фото: EPA

Под серьезной угрозой также пчелы и жуки. Усложняет исследование и то, что ученые мало знают о популяции многих других видов, вроде мух, муравьев, клопов, сверчков и т.д. Хотя, вряд ли дела у них обстоят получше. Авторы работы объясняют, что некоторые виды, вроде шмелей, могут адаптироваться и лучше размножаться даже при массовом использовании пестицидов, но такое замещение явно не восполнит огромные потери у других видов.

“Уничтожение всех деревьев и кустарников, которые обычно окружают поля, приводит к образованию равнин и голых полей, которые обрабатываются синтетическими удобрениями и пестицидами”, - говорит Санчес-Байо.

Цель этого исследования - привлечь внимание к проблемам, которые вызывает агропромышленность и побудить людей перейти на сторону развития органических ферм.

Как простейшее доказательство результатов научной работы, Франциско Санчес-Байо вспомнил свое недавнее 700-километровое путешествие по Австралии, когда ему ни разу не пришлось омывать лобовое стекло после столкновения с насекомыми. “Ранее вы должны были делать это постоянно”, - говорит исследователь.

По данным Фонда дикой природы, рейтинг исчезновения животных сейчас выше рейтинга природного исчезновения примерно в 1000 - 10 тыс. раз, а каждый год на Земле перестают существовать от  0.01% до 0.1% от всех живых организмов.

Если учесть, что кроме человека существует около 100 млн различных видов животных, каждый год от 10 тыс. до 100 тыс. из них исчезают навсегда.

Напомним, осенью 2018-го ООН опубликовала доклад по изменению климата, согласно которому через 12 лет в мире могут значительно увеличится риски засухи, наводнений, экстремальной жары и бедности для сотен миллионов людей.