Кто это сделал? Ученые выяснили происхождение молекул углерода в марсианском метеорите

14 января, 12:01
Метеорит Allan Hills 84001 (Фото:NASA/JSC/Stanford University)

Исследование определило, что молекулы, обнаруженные в метеорите с Марса — неорганического происхождения. Они были синтезированы в результате взаимодействия воды и горных пород.

Ученые из США смогли определить два процесса, которые привели к появлению этих молекул в метеорите ALH84001.

На сегодня люди нашли более сотни марсианских камней, которые прибыли с Красной планеты и в какой-то момент приземлились на Землю. Среди них образец ALH84001 вполне может быть одним из самых загадочных.

Этот фрагмент метеорита был подобран во время поездки на снегоходе по ледяному полю Алан-Хиллз в Антарктиде в 1984 году. Считается, что он образовался на Марсе около 4 миллиардов лет назад.

Что особенно заинтриговало ученых с момента его открытия, так это крошечные следы органического углерода, обнаруженные в составе породы. Однако оказалось, что внеземная жизнь тут не при чем.

Вместо этого органические молекулы, обнаруженные в метеорите, скорее всего, являются результатом определенных взаимодействий жидкости и породы, подобных тем, которые происходят на Земле.

«Анализ происхождения полезных ископаемых метеорита может служить окном, раскрывающим как геохимические процессы, происходившие в начале истории Земли, так и потенциал Марса для жизни», — говорит астробиолог Эндрю Стил из Института науки Карнеги в Вашингтоне, округ Колумбия.

Читайте также: Всюду жизнь? Аппарат NASA Perseverance обнаружил на Марсе органические вещества

Чтобы изучить крошечные углеродные глобулы, обнаруженные в ALH84001, команда получила доступ к тонкому срезу и осколку метеорита, полученным из Космического центра NASA имени Джонсона.

Они подвергли эти фрагменты различным тестам, включая визуализацию на наноуровне, анализ изотопов, присутствующих в породе, и спектроскопию (с использованием света для изучения химического состава вещества).

«Гипотезы о происхождении и механизмах образования этих органических веществ включают абиотическое производство в результате ударных, магматических и/или гидротермальных процессов; биологическое производство предполагаемыми древними марсианскими организмами и земное загрязнение», — признали ученые.

Их результаты показали, что характеристики породы указывают на то, что она могла легко образоваться в присутствии небиологических или абиотических процессов, которые, как известно, производят молекулы органического углерода здесь, на Земле. Первый — это серпентинизация, которая происходит, когда магматические породы (затвердевшие из лавы или магмы), богатые железом или магнием, взаимодействуют с циркулирующей водой, образуя водород.

Второй процесс — карбонизация, при котором горные породы реагируют со слабокислой водой, растворенной в ней углекислым газом, в результате чего образуются карбонатные материалы.

«Все, что требуется для этого типа органического синтеза, — это чтобы раствор, содержащий растворенный углекислый газ, просачивался через магматические породы», — говорит Стил.

Ранее НВ писал, что сравнительно недавно ровер Curiosity впервые за все время своей миссии сумел найти органические вещества, которые указывают на возможную обитаемость Марса.

Ровер Curiosity занимается поиском биосигнатур и органических веществ с самого начала своей миссии на Красной планете в 2012 году. Биосигнатуры — это химические вещества, свидетельствующее о наличии жизни на планете.

Впервые Curiosity обнаружил органические вещества в 2018 году. Они были обнаружены с помощью специальных печей Curiosity, которые нагревают осадок и высвобождают эти молекулы.

Однако недавний анализ образца грязи из марсианского кратера Гейл показал наличие в ней органических соединений, которые мы до сих пор не обнаруживали на Красной планете, — аммиака и бензойной кислоты. Эти молекулы не являются биосигнатурой, но они являются хорошими индикаторами их возможного наличия.