Следы жизни? В нашей галактике нашли новую органическую молекулу

18 июня 2020, 20:00
Цей матеріал також доступний українською

Ученые из Германии и Италии обнаружили в центре галактики Млечный путь новую молекулу, которая состоит из азота и водорода. Этот строительный блок может играть ключевую роль в появлении жизни.

Пока одни ученые моделируют количество цивилизаций, которые могут существовать в нашей галактике, другие планомерно ищут примитивные следы жизни в космическом пространстве.

Первое занятие, конечно, более сенсационное и интересное широкой аудитории, но вот поиск органических соединений в космосе может представлять гораздо большую ценность для науки.

Тем более что масштабное открытие в этой сфере ждет не меньший успех, чем очередное заявление об «обнаружении внеземных цивилизаций».

Об одном из таких открытий на днях как раз заявили ученые из Центра астрохимических исследований Института внеземной физики им. Макса Планка в Мюнхене и представители Итальянского национального института астрофизики.

Согласно результатам их исследования, ученые обнаружили новую органическую молекулу в молекулярном облаке вблизи центра галактики Млечный путь. Речь идет о молекуле пропаргиламин, которая состоит из атомов углерода, водорода и азота.

Авторы работы заявляют, что это «нестабильное соединение» трудно найти в земных условиях, но низкая плотность и атмосфера межзвездного пространства является благоприятной средой для него.

«Особенность этого химического вещества заключается в его двойной углерод-азотной связи, которая придает ему высокую реакционную способность», — говорит автор исследования Лука Бизокки.

По его словам, такая двойная связь позволяет пропаргиламину становится ключевой составляющей различных химических цепей, включая сложные аминокислоты, которые являются «фундаментальными блоками земной биологии».

Новую органическую молекулу впервые обнаружили в месте, где ранее находили другие похожие соединения, — пребиотические молекулы. Они также играют ключевую роль в создании аминокислот, формировании РНК и ДНК.

Как и другие молекулы, пропаргиламин удалось обнаружить благодаря его естественной способности поглощать и испускать излучение в определенном волновом диапазоне.

«Когда молекула вращается в межзвездной среде, она излучает фотоны с очень точными частотами. Эта информация в сочетании с данными радиотелескопов позволяет нам узнать, присутствует ли молекула в молекулярных облаках, местах образования звезд и планет», — объясняет Бизокки.

Ключевую роль в открытии сыграл 30-миллиметровый радиотелескоп IRAM, расположенный в горном массиве Сьерра-Невада на Пиренейском полуострове в Испании.

Причиной поиска этой молекулы стало не только то, что она участвует в формировании аминокислот, но и то, что она структурно похожа на другие органические молекулы, которые ранее обнаружили ученые.

«Молекула уже была в наших данных о молекулярном облаке, но мы не могли ее идентифицировать, не зная точной спектроскопии, — полного описания ее частотной характеристики излучения. Как только мы получили эти данные благодаря измерениям в лаборатории, мы поняли, что пропаргилимин, несомненно, был там, ожидая, чтобы кто-то его открыл», — заявил астрофизик Виктор М. Ривилла.

Обнаружение этой молекулы представляет огромную ценность для дальнейших исследований газовых облаков в межзвездном пространстве. В перспективе это позволит ученым значительно сузить область поиска внеземной жизни.

Напомним, недавно ученые из Массачусетского технологического института (МТИ) подтвердили, что жизнь может процветать даже в атмосфере, которая на 100% состоит из водорода.

Это означает, что большинство астрономов могут ошибаться с поисками жизни в привычной для нас «благоприятной» среде с подходящей температурой, жидкостью и атмосферой.

«Нужно подтолкнуть астрономов к более широкому размышлению о том, какие планеты могут быть обитаемыми. Биологи подтвердят, что жизнь может существовать в богатых на водород атмосферах, поскольку это вещество нетоксично», — заявили в МТИ.

Ученые посоветовали астрономам начать поиски экзопланет, атмосферы которых если не полностью, то хотя бы частично состоят из водорода.

Именно эта идея лежала в основе повести «Сердце змеи» писателя-фантаста Ивана Ефремова, опубликованной в 1959 году. Описанные ним «фторные людях» были очень похожи на нас, но вместо кислорода они дышали фтором, а вместо воды пили жидкий фтористый водород.