Просыпается. На Солнце зафиксировали сильнейшую вспышку

1 июня 2020, 14:08
Цей матеріал також доступний українською

Орбитальная обсерватория SDO зафиксировала мощнейшую за последние три года вспышку на поверхности Солнца, которая указывает на завершение аномально долгого периода солнечной «спячки».

Это может быть признаком того, что Солнце уже вступило в свой новый солнечный цикл и будет наращивать активность, полагают ученые.

Солнечный минимум, для которого характерен минимальный уровень солнечной активности и вспышек — отмечает конец одного цикла и начало нового. Мы можем в общих чертах предсказать, когда это произойдет, но сложно делать прогнозы точнее, чем период в несколько месяцев.

Солнечный цикл основан на магнитном поле Солнца, которое переворачивается каждые 11 лет, а его северный и южный магнитные полюсы меняются местами. Неизвестно, что движет этими циклами, но полюса переключаются, когда магнитное поле Солнца самое слабое, также известное как солнечный минимум.

Еще в 2017 году NASA отметило, что солнечный минимум ожидается в 2019—2020 годах. В декабре прошлого года Группа прогнозирования солнечного цикла 25 NOAA еще больше сузила ее, заявив, что «солнечный минимум между циклами 24 и 25 наступит в апреле 2020 года (+/- 6 месяцев)».

Новая вспышка — признак того, что начинается новый цикл. Вспышка, о которой идет речь, произошла 29 мая в 07:24 UTC (03:24 EST). Эта вспышка не была направлена ​​на Землю и, как отмечает NASA, это была довольно маленькая вспышка M-класса, поэтому нам не о чем беспокоиться

В то же время, когда вспышки нацелены на Землю, они могут вызвать радиопомехи в полярных регионах и радиационные штормы в околоземном космическом пространстве, которые представляют опасность для астронавтов. Поскольку за последние 925 дней вспышки М-класса не были обнаружены, ученые будут уделять ей очень пристальное внимание.

Одна вспышка может ничего не значить — Солнце может снова успокоиться и больше не вспыхивать. Но если появятся новые вспышки, мы можем получить подтверждение того, что полюса Солнца поменялись местами.

Массово о солнечном минимуме заговорили в середине мая 2020-го, когда специализированное издание о космической погоде SpaceWeather.com опубликовало статью о том, что второй год подряд ученые не замечают пятен на Солнце почти 80% времени наблюдений.

Сообщалось, что в текущем году Солнце оставалось «чистым» 76% времени, а предыдущий рекорд в 77% времени отсутствия сильной солнечной активности зафиксировали в 2019-м.

«Этот показатель стал самым высоким в космической эре… Два года подряд рекордного отсутствия пятен на Солнце — это очень глубокий солнечный минимум», — писали эксперты по космической погоде.

Солнечными пятнами называют зоны интенсивной магнитной активности на Солнце, которые астрономы на Земле видят как темные точки. Именно эти пятна являются индикаторами сильной солнечной активности, рождении солнечных вспышек и корональных выбросов массы, при которых из солнечной короны выбрасывается огромное количество вещества.