Ученые выяснили, как полет к Марсу повлияет на психику космонавтов

29 марта 2019, 11:03

Космическая радиация не притупит интеллектуальные способности космонавтов, но заметным образом поменяет их психику во время долгих полетов в космос.

К такому выводу пришли ученые из Института медико-биологических проблем РАН, сообщает РИА Новости

"Наши результаты позволяют полагать, что межпланетные полеты человека более не ограничиваются тем, что космонавты могут потерять способность исполнять свою работу непосредственно во время миссии", — заявил Виктор Кохан из ИМБП РАН в Москве.

Так, эксперименты на мушках-дрозофилах показали, что длительная жизнь в невесомости приводит к ослаблению врожденного иммунитета и делает насекомых уязвимыми для грибков, а также нарушает считываемость целого ряда генов. Кроме того, жизнь в космосе ускоряет старение костного мозга, а длительная бомбардировка головного мозга космическими лучами необратимо снижает IQ.

Кохан и его коллеги заметили, что их коллеги фокусировали свое внимание фактически только на изменениях в умственных способностях животных, но не изучали другую, не менее важную вещь – влияние радиации на их психику. Они одновременно восполнили этот пробел и дали свою оценку того, как космическое излучение влияет на интеллект млекопитающих.

Для этого ученые закупили несколько чуть больше десятка крыс и разделили их на две группы, одна из которых жила в "земных" условиях, а вторая – получала достаточно большие дозы радиации на протяжении двух недель. Их облучение проходило на установке "Нуклотрон" в Институте физики высоких энергий в Протвино, способной вырабатывать пучки ионов углерода высокой энергии.

Эти процедуры по своему характеру имитировали экспедиции на поверхность Марса или длительные выходы в открытый космос – крысы непрерывно облучались на протяжении суток, после чего следовал трехдневный перерыв. Общая доза радиации, как отмечают ученые, была подобрана на базе данных, собранных дозиметром марсохода Curiosity во время полета к красной планете.

После каждого подобного "выхода в космос" крысы проходили серию тестов, направленных на оценку изменений в уровне их интеллекта и остроты памяти, а также поиск различных поведенческих аномалий.

Как показал анализ их результатов, космическое излучение не так сильно влияло на память и когнитивные способности животных, как раньше считали биологи, но при этом существенно сказывалось на психике крыс. Эти аномалии в их поведении, в свою очередь, несколько меняли то, как животные вели себя при прохождении лабиринтов и других тестов на сообразительность.

К примеру, крысы-"космонавты" в целом проявляли больше тревожности, чем их сородичи из контрольной группы – они дольше привыкали к новым условиям обитания, много двигались и чаще избегали открытых пространств и прочих "опасных" уголков их клеток. При этом уровень их агрессивности и другие черты характера не поменялись.

Эти изменения в их поведении, как предполагают ученые, были связаны с тем, что радиация нарушила круговорот серотонина, одного из гормонов счастья, в их организме. Что интересно, не все эти сдвиги были исключительно негативными – стресс заставлял их быстрее решать определенные задачи, связанные с поиском выхода из лабиринта.