Ученые выяснили механизм передачи стресса от поколения к поколению

21 октября 2015, 12:38

Ученые выяснили механизм передачи стресса от поколения к поколению

Ученые выявили "стрессовые" молекулы, отвечающие за передачу стресса потомкам, если таковые будут

Биологам из Университета Пенсильвании удалось воспроизвести   наследование реакций на стресс у мышей и показать, какие молекулы отвечают за его передачу от поколения к поколению, пишет N+1 со ссылкой на журнал Proceedings of the National Academy of Sciences

Исследователи отмечают, что и ранее была известна возможность передачи у животных некоторых приобретенных поведенческих особенностей, прежде всего реакции на стресс.

Ученым известно, что если грызунов выращивать в условиях хронического стресса (переселять их из клетки в клетку или давать им постоянно ощущать запах хищника), то реакция на аналогичный стресс у их потомства будет сниженной.

Однако, сейчас удалось показать, что такое наследование стресса сопровождается накоплением нескольких видов микроРНК в сперме животных.

Nota bene. МикроРНК - это род коротких некодирующих нуклеиновых кислот, которые могут присоединяться к матричным РНК (тем, которые считываются с генов и выступают как рабочий чертеж для синтеза белка) и блокировать их работу.

Ученым уже известно большое число генов, регуляция активности которых проводится именно по такому механизму, однако, само наличие микроРНК в сперме стрессированых самцов нельзя трактовать как "переносчиков стресса", и что именно они вызывают изменение поведения потомства.

Это могло бы оказаться просто случайностью.

Но в новых научных изысканиях удалось показать причинно-следственную связь между этими явлениями.

Так, биологи имитировали передачу стресса с помощью инъекций микроРНК в оплодотворенную яйцеклетку самки, а в качестве контроля выступили яйцеклетки, в которые инъецировали простой раствор солей. В результате оказалось, что введение чистых препаратов всего девяти найденных микроРНК точно воспроизводит фенотип потомства самцов, подвергавшихся стрессу.