Множественная звездная система возрастом 43 млн лет может взорваться и превратиться в редкую сверхновую

16 мая, 11:00
Остатки сверхновй Симеиз 147 (Фото:NASA)

Ученые прогнозируют, что обнаруженная в 2017 году звездная система HD 74438 может в конечном итоге превратиться в скопление белых карликов, слияние которых приведет к созданию сверхновой типа Ia.

Изучив траекторию движения звезд в системе HD 74438, состоящей из двух пар звезд, ученые обнаружили интересную закономерность. Гравитационное притяжение внешней двойной системы делает внутреннюю систему нестабильной. А это значит, что звезды проживут достаточно долго, чтобы стать белыми карликами.

Масса звезд внутренней пары одинакова и аналогична массе Солнца, что позволяет предположить, что проживут небесные тела приблизительно одинаковый срок. Поскольку их орбиты по-прежнему будут нестабильны, в итоге, по всей видимости, произойдет столкновение, после которого возникнет сверхновая типа Ia.

Все эти выводы международная группа ученых сделала с помощью орбительной модели. Телескоп Gaia-ESO, с помощью которого обнаружили скопление звезд, оказался недостаточно мощным, чтобы наблюдать за отдельными объектами в системе, однако современная астрономия обладает достаточными знаниями, чтобы спрогнозировать траекторию и скорость движения отдельных небесных тел.

Модель вращения звезд, созданная учеными (Фото: Кентерберийский университет, обсерватория Маунт-Джон))
Модель вращения звезд, созданная учеными / Фото: Кентерберийский университет, обсерватория Маунт-Джон)

В случае с HD 74438 ученые пришли к выводу, что в этой системе звезды объединены в пары и медленно вращаются на низких орбитах вокруг друг друга.

Эта звездная система довольно молода, но если она проживет достаточно долго — у нее есть все шансы дать начало редкому явлению — сверхновой типа Ia.

Ранее НВ Техно писал о скором взрыве белого карлика в полутора тысячах световых лет от нас.