Коктейль Молотова по-иерусалимски. Ученые обнаружили ручные гранаты тысячелетней давности

28 апреля, 11:30
Ручные гранаты тысячелетней давности представляли собой глиняный сосуд с зажигательной смесью (Фото:Amir Gorzalczany/ Israel Antiquities Authority)

Последний анализ керамических горшков XI-XII вв. из Иерусалима подтвердил, что они применялись в качестве взрывчатых устройств.

Спектр применения керамической посуды в древности был чрезвычайно широким. В ней хранили продукты и напитки, масла для прообразов теплового оружия, курительные смеси, порох, превращающий глиняный горшок в бомбу.

Чтобы выяснить предназначение каждой подобной находки, проводится химический анализ ее содержимого, а также состава почвы, в которой находился сосуд во время обнаружения.

Роберт Мейсон, Королевский музей Онтарио
Фото: Роберт Мейсон, Королевский музей Онтарио

Ученые изучили черепки четырех керамических сосудов, находящихся в коллекции Королевского музея Онтарио. Все они были найдены в окрестностях Армянского сада в Иерусалиме и датированы XI-XII вв. Исследование показало, что в одном из сосудов была зажигательная смесь на основе серы, ртути и магния. Ученые предполагают, что горшок был чем-то вроде ручной гранаты, которую использовали при защите Иерусалима от осаждающих его крестоносцев.

«Есть свидетельства того, что во время крестовых походов подобные сосуды сбрасывались как гранаты в крестоносцев, производя громкие звуки и яркие вспышки света», — утверждает молекулярный археолог Карни Мэтисон из Университета Гриффита в Австралии.

Предположение о боевом назначении глиняного горшка подтверждается не только анализом его содержимого. По словам ученых, форма и толщина стенок сосуда подтверждают эту гипотезу.

Рецепт и точное название иерусалимской зажигательной смеси пока неизвестен. Это может быть знаменитый греческий огонь, наводивший ужас на врагов Византии, Египта, Рима и других мощных армий античности. Но в наши дни точный состав той смеси по-прежнему неизвестен.

Ученые надеются, что изучение иерусалимских черепков позволит им приблизиться к пониманию древнего средиземноморского теплового оружия.