Ученые обнаружили гравитационные волны от слияния нейтронных звезд

17 октября 2017, 22:05
Исследователям впервые удалось зарегистрировать гравитационные волны от слияния двух нейтронных звезд

Волны были зафиксированы детекторами LIGO в США и итальянской обсерваторией Virgo, пишет BBC.

По данным исследователей, в результате подобных слияний во Вселенной появляются такие элементы, как платина и золото. Открытие было сделано еще 17 августа. Два детектора в США зарегистрировали гравитационный сигнал GW170817.

"Это то, чего мы все ждали", - заявил исполнительный директор лаборатории LIGO Дэвид Рейтце, комментируя открытие.

Слияние произошло в галактике NGC4993, которая находится на расстоянии около 130 млн световых лет от Земли в созвездии Гидры. Массы звезд находились в диапазоне от 1,1 до 1,6 массы Солнца, что попадает в область масс нейтронных звезд. Их радиус - 10-20 км.

Звезды называют нейтронными, поскольку в процессе гравитационного сжатия протоны и электроны внутри звезды сливаются, в результате чего возникает объект, состоящий почти исключительно из нейтронов. Такие объекты обладают невероятной плотностью - чайная ложка материи будет весить около миллиарда тонн.

"Я в восторге от того что мы сделали. Впервые я начала работать над гравитационными волнами в Глазго, будучи еще студенткой. С тех пор прошло много лет, были и взлеты и падения, но теперь все сложилось. За последние несколько лет мы сначала зафиксировали слияние "черных дыр", а потом - нейтронных звезд, по моим ощущениям, мы открываем новое поле для исследований", - говорит работница LIGO, профессор Норна Робертсон.

Ученые полагали, что высвобождение энергии в таком масштабе приводит к возникновению редких элементов - таких как золото и платина. По словам доктора Кейт Магуайр из Королевского университета Белфаста, которая занималась анализом первых вспышек, возникших при слиянии, теперь эта теория доказана.

"С помощью самых мощных в мире телескопов мы обнаружили, что в результате этого слияния нейтронных звезд произошел высокоскоростной выброс тяжелых химических элементов, таких как золото и платина, в космос," - говорит Магуайр.

Ранее НВ сообщало о том, что 3 октября нобелевский комитет вручил премию по физике американским исследователям Райнеру Вайссу, Барри Баришу и Кипу Торну — за вклад в открытие гравитационных волн на детекторе LIGO. Награду вручат ученым уже 10 декабря, в годовщину смерти Альфреда Нобеля.