Уже не одноклеточное. В Японии обнаружили необычную бактерию

20 октября, 06:54
В Японии обнаружили многоклеточную бактерию (Фото:AntonLozovoy/Depositphotos)

Экологи-микробиологи из Японского национального технологического института нашли бактерию, названную HS-3, в пещере на острове Кюсю. Оказалось, обычный с виду микроорганизм умеет создавать многоклеточную структуру.

Экспедиция на Кюсю была организована в рамках поисков форм жизни, обитающих в экстремальных условиях. Ученые надеялись найти существ, чьи ферменты затем можно использовать для создания биоразлагаемого пластика. Однако, понаблюдав за собранными образцами, они нашли кое-что совсем неожиданное.

Одна из бактерий на глазах исследователей отрастила длинную цепь палочковидных клеток. Поместив культуру в воду, ученые отметили, что от цепи начинают отпочковываться клетки, подобно тому, как это происходит у многоклеточных организмов в процессе размножения. Эти клетки создавали колонии, превращаясь в новых бактерий.

«Это заставило меня почувствовать себя так, как будто я столкнулся с инопланетным червем в научно-фантастическом фильме», — вспоминает Кохэй Мизуно, один из исследователей.

В отличие от других известных форм многоклеточных бактерий, HS-3 не просто состояла из разных типов клеток; каждый тип имел четкую структуру и формировался в разные моменты своего жизненного цикла, как бы реагируя на определенные сигналы окружающей среды — в данном случае на погружение в воду. Для микроба «эти детали весьма необычны, — комментирует Марко Ла Фортецца, биолог-эволюционист из ETH Zürich, не участвовавший в работе.

В то же время, некоторые ученые не разделяют восторга японских коллег.

«Термин „многоклеточность“ не имеет четкого определения», — объясняет Катрин Хаммершмидт, биолог-эволюционист из Кильского университета имени Кристиана Альбрехта. Ученой трудно сказать, подходит ли под это определение HS-3. По ее мнению, клетки настоящего многоклеточного организма могут выживать и воспроизводиться только как часть более крупного организма, чего нельзя сказать о HS-3. И она, и другие подчеркивают, что многоклеточные более крупные организмы должны быть чувствительны к естественному отбору. Хаммершмидт считает, что «пещерная бактерия — еще один пример прокариот с переходной многоклеточной стадией».