Запасной аэродром? Астрономы обнаружили суперземлю сравнительно недалеко от Солнца

8 апреля 2020, 08:01

Астрономы в Обсерватории Калар Альто в Испании, обнаружили экзопланету класса суперземель, которая находится в системе двойной звезды Gliese 338.

Орбита планеты вращается по внутреннему краю обитаемой зоны, а сама планета Gliese 338Bb намного массивнее Земли, отмечают авторы открытия.

Gliese 338 — это широкая двойная система, расположенная примерно в 20,7 световых лет от Земли. Звездной системе более миллиарда лет, и она состоит из двух похожих звезд типа M0: Gliese 338A (также известная как GJ338A или HD 79 210) и Gliese 338B (GJ 338B или HD 79 211). Звезды составляют от 64 до 69% массы Солнца. Прогнозируемое расстояние между ними составляет около 109 а.е.

Команда астрономов во главе с доктором Эстер Гонсалес-Альварес из Centro de Astrobiología исследовала присутствие малых планет на узких орбитах вокруг Gliese 338A и B, используя метод спектроскопической лучевой скорости. Они проанализировали данные по радиальной скорости от спектрографа CARMENES, а также фотометрию наземного телескопа из обсерваторий Лас-Кумбре и Сьерра-Невада.

Открытая ими планета вращается вокруг меньшего члена системы, Gliese 338B, один раз каждые 24,45 дня на расстоянии 0,14 а.е. Инопланетный мир, который назвали Gliese 338Bb (GJ 338B или HD 79211b), имеет массу, в 10,3 раза превышающую массу Земли.

«Gliese 338Bb — одна из наименее массивных планет, когда-либо обнаруженных в одной звезде двойной системы относительно небольшого разделения. Gliese 338Bb лежит внутри внутренней границы обитаемой зоны вокруг своей родительской звезды», — говорят доктор Гонсалес-Альварес и ее коллеги.

По их оценкам, температура планеты составляет от 27 до 117 градусов по Цельсию. Если бы Gliese 338Bb была немного ближе к своей звезде, то на ее поверхности уже невозможно было бы наличие жидкой воды.

За последние годы ученые нашли более 4000 экзопланет и продолжают их искать.

К примеру, астрономы, которые работают над проектом телескопа TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite), опубликовали данные о новой экзопланете TOI 700 d. Этот объект примерно равен с Землей по размерам, и находится на таком расстоянии к своей звезде, которое могло бы обеспечить наличие жидкой воды на ее поверхности.

TOI 700 d расположена на расстоянии в 101,5 световых лет, что, очевидно, делает ее недосягаемой для наших космических аппаратов, но, в то же время, на таком расстоянии экзопланету можно анализировать с помощью орбитальных телескопов вроде TESS.

Эта экзопланета всего на 20% больше нашей Земли и совершает полный оборот вокруг своей оси всего за 37 земных суток. Но, поскольку красный карлик TOI 700 примерно в два раза холоднее, чем наше Солнце, найденная экзопланете получает даже немного меньше тепла, чем мы, — около 86% от солнечной энергии, которая попадает на Землю.

Кроме TOI 700 d ученые обнаружили еще две экзопланеты — TOI 700 b и TOI 700 c, которые расположены еще ближе к красному карлику. Но наиболее вероятным претендентом на жизнь является именно третья по удаленности экзопланета, — TOI 700 d.

А в начале 2020 года студентка-астроном из Университета Британской Колумбии Мишель Кунимото обнаружила свидетельства 17 новых экзопланет. Среди открытых ею небесных тел есть мир размером примерно с Землю, найденный в «обитаемой зоне», где может существовать жидкая вода.

Ранее НВ сообщал, что ученые из европейской обсерватории ESO обнаружили в созвездии Рыб горячую гигантскую экзопланету, где идут дожди из капель расплавленного железа.

На дневной стороне этой сверхгорячей гигантской экзопланеты температура превышает 2400 градусов Цельсия. Этого достаточно для испарения металлов. Сильный ветер переносит пары железа на более холодную ночную сторону, где они конденсируются в железные капли.