Угрожающая красота. Ученые обнаружили, что черные акулы светятся в темноте

11 ноября 2022, 12:01
Далатии фосфоресцируют, вероятно, для более эффективного поиска добычи (Фото:Жером Маллафет/FNRS)

Черные, или американские пряморотые акулы, или далатии, известны науку давно. Но совсем недавно исследователи с удивлением обнаружили, что кожа животных этого вида имеет биолюминисцентные свойства.

Некоторые виды акул светятся в темноте. Преимущественно, это свойственно небольшим видам, но исследователи не теряют надежды обнаружить светящихся крупных особей.

Одному из подобных энтузиастов, Жерому Маллафету, биологу из Католического университета Лувена в Бельгии, посчастливилось увидеть далатию, чье тело фосфоресцировало в абсолютной темноте.

Это зрелище Маллафет наблюдал в Тихом океане, на расстоянии 1600 км к востоку от берега Новой Зеландии.

Он отправился туда неслучайно. В этой местности видели много черных акул. А предположения о том, что этот вид может светиться, существуют давно. Но вплоть до недавнего времени они оставались неподтвержденными.

Правда, что именно помогает акулам светиться, пока непонятно. У других животных за эту функцию часто отвечают симбиотические микроорганизмы, однако у далатий их не нашли.

Сам Маллафет считает, что биолюминисценция акул обеспечивается работой эндокринной системы.

«Они используют как минимум два или три гормона, чтобы вызвать или поддерживать излучение света, — говорит Маллефет. — Это длительный процесс, поэтому акулы могут светиться в течение часа или двух».

По словам биолога, далатии используют биолюминисценцию, чтобы подсвечивать морское дно. Так акулам проще искать пищу, уверен ученый. Он аргументирует свое утверждение тем, что эти животные медлительны, и обычно неспешно скользят над дном в поисках добычи. В этом деле им очень помогает естественное освещение, которым их снабдила природа.