Самый дорогой в истории человечества телескоп навсегда покинул Землю и отправился в открытый космос для исследования эволюции Вселенной

25 декабря 2021, 15:35
Телескоп Джеймса Уэбба отправился в историческую космическую миссию для исследования рождения Вселенной (Фото:NASA)

Крупнейший и самый мощный в мире космический телескоп James Webb Space Telescope (JWTS) стоимостью 10 млрд дол. в субботу, 25 декабря, после успешного запуска на орбиту отделился от ракеты-носителя и самостоятельно отправился в открытый космос для изучения рождения и эволюции Вселенной.

Трансляцию запуска исторической космической миссии вело NASA.

Телескоп Уэбба отделился от второй ступени ракеты-носителя на высоте примерно 1400 км. Это произошло через 27 минут и 7 секунд после запуска ракеты с космодрома во Французской Гвиане.

«Телескоп Уэбба отделился от верхней ступени ракеты. Теперь он летит самостоятельно. Мы видим последние кадры телескопа, но это только начало того, что Уэбб поможет увидеть», — отметили в космическом агентстве.

В NASA показали момент отрыва телескопа от ракеты-носителя Ariane V.

«Последний взгляд человечества на телескоп Уэбба, в момент, когда он направляется в глубины космоса, чтобы ответить на наши самые большие вопросы», — говорится в сообщении.

Космическое агентство также опубликовало первые кадры масштабной космической миссии самого дорогого в истории человечества телескопа.

Солнечные батареи исследовательского аппарата уже развернулись и начали черпать энергию света. Также открылась его антенна для связи с Землей.

Отмечается, что телескоп в открытом космосе вскоре самостоятельно приступит к примерно двухнедельному процессу развертывания своих антенн, зеркал и противосолнечного экрана.

«Телескоп Уэбба безопасно находится в космосе, так как его солнечная панель получает энергию от Солнца. Его двигатели будут удерживать космический корабль в правильном направлении, чтобы солнечный экран мог защитить телескоп от радиации и тепла», — сообщили в NASA.

Перед этим ракета-носитель Ariane V успешно вывела телескоп Уэбба на орбиту Земли. Запуск ракеты был осуществлен 25 декабря в 13:20 по парижскому времени (14:20 по киевскому времени) со стартового комплекса на космодроме Куру во Французской Гвиане.

Телескоп имени Джеймса Уэбба — это самая мощная, самая большая и дорогая космическая обсерватория, когда-либо находившаяся в распоряжении человечества. На разработку телескопа ушло 25 лет, а его стоимость составляет 10 млрд долларов.

Телескоп Уэбб назван в честь одного из организаторов высадки Аполлона на Луну. Новый аппарат — преемник телескопа Хаббл. Однако инженеры из космических агентств США, Европы и Канады построили новую обсерваторию в 100 раз мощнее благодаря использованию новейших технологий светочувствительности.

У Джеймса Уэбба две главные научные миссии. Первая — исследование ранней Вселенной, появления первых звезд и формирования галактик, а также их эволюции. По данным ученых, Вселенной примерно 13,8 млрд лет. Телескоп сможет фиксировать излучение объектов, сформировавшихся примерно через 100—250 млн лет после Большого взрыва. Вторая задача телескопа — поиск экзопланет и изучение признаков существования жизни там.

Проводить исследования ранней Вселенной с Земли проблематично из-за атмосферы, заглушающей частицы тепла, которые могут достигать нашей планеты. Дело в том, что первые галактики, появившиеся во Вселенной, находятся так далеко, что их свет не может доходить к нам в чистом виде (например, как мы видим звезды в ночном небе), добираясь до землян исключительно в инфракрасном спектре. В то же время огромное зеркало, необходимое для мощного телескопа, не поместится ни на одну из существующих ракет. Поэтому инженерам пришлось разработать невероятную конструкцию, которая сможет раскрыть зеркало, когда телескоп прибудет на место.

Телескоп Уэбба оборудован зеркалом диаметром 6,5 метра с площадью собирательной поверхности 25 кв. метров (в Хаббле используется зеркало диаметром 2,4 метра). Это позволит рассмотреть самые дальние объекты Вселенной.

Для защиты зеркала на телескопе также установили пятислойный тепловой экран, размеры которого можно сравнить с теннисным кортом. Экран предназначен для защиты обсерватории от солнечных лучей для поддержания температуры зеркала и приборов ниже минус 220 градусов для обеспечения условий работы в инфракрасном диапазоне излучения.

Одним из главных отличий Джеймса Уэбба от Хаббла является его месторасположение. Через 29 дней космический телескоп должен будет выйти к так называемой второй точке Лагранжа (L2) — это место, где на него будут влиять гравитационные силы Солнечной системы, постоянно удерживая его на расстоянии 1,5 млн км от Земли. Именно с этой точки Уэбб в середине 2022 года начнет полноценное выполнение своих задач. Для сравнения — Хаббл «висел» в 325 км над поверхностью Земли.

Аппарат отправится так далеко, что «ручного» доступа к нему уже не будет, так что его нельзя будет починить. Если хоть что-то пойдет не так, Джеймс Уэбб может стать самым дорогим космическим мусором в истории человечества.

Срок работы мощного космического телескопа рассчитан на 5—10 лет. За это время исследователи рассчитывают получить огромный массив данных, который принесет огромное количество открытий и поможет лучше понять эволюцию нашей Вселенной.