Спасибо Партии. Почему NASA должно бояться космической гонки с Китаем

Научпоп

6 января, 06:54

Спасибо Партии. Почему NASA должно бояться космической гонки с Китаем

Почему Китай может стать лидером в космической гонке

EPA

Китай стал первой в мире страной, которая посадила зонд на обратной стороне Луны. Кроме этого, китайские инженеры создают собственную спутниковую навигационную систему и планируют конкурировать с США в космосе.

Выражение “космическая гонка”, как и “Холодная война”, сегодня является своего рода архаизмом, поскольку в современной геополитике нет четко выраженного противостояния за развитие космических технологий между какими-либо государствами.

Но, в последнее время, Китай все чаще стал проводить серьезные космические миссии и планомерно двигаться к первенству в космосе. Эксперты предполагают, что это может привести к началу новой космической гонки между Китаем и США, но в этом прогнозе очень много подводных камней.

Откуда дым?

Последней громкой новостью стала высадка китайского зонда Чанъэ-4 на обратной стороне Луны. Это первая в истории посадка космического аппарата на обратной или, как ее ошибочно называют, темной стороне Луны.

Миссия являлась технический сложной из-за проблем со связью. Каменистое тело Луны препятствует сигналам и делает невозможным общение с космонавтами или управление роботизированными зондами и луноходами.

Поэтому, в мае 2018-го, Китай запустил специальный спутник-ретранслятор на гало-орбиту примерно в 65 тыс. км от Луны, который обеспечивает связь с Землей

Чанъэ-4 состоит из стационарной лунной станции и лунохода. Аппаратура предназначена для экспериментов по лунной низкочастотной радиосвязи, выращивания растений в условиях низкой гравитации, изучение взаимосвязи между солнечными ветрами и поверхностью Луны, а также определение того, "есть ли на спутнике вода или другие ресурсы".

/ Фото: Xinhua News Agency

Что это значит?

Пока, в общем-то, ничего, но, учитывая другие достижения Китая в космосе, можно предположить, что китайское национальное космическое управление (CNSA) планирует стать популярнее американского NASA и побудить правительство США к противостоянию в космосе.

Доцент кафедры политологии в Университет Камерон Венди Уитмен Кобб говорит: “Особенностью китайской космической программы, в сравнению с ранними американскими и российскими миссиями, является ее постепенный и устойчивый темп. Из-за секретности, которая окружает многие аспекты китайской космической программы, ее конкретные возможности неизвестны”.

Шансы на космическую гонку между США и Китаем растут, поскольку американские власти прекратили какое-либо сотрудничество, в том числе и космическое, с Китаем, аргументируя это защитой национальной безопасности.

Так что, пока NASA сотрудничает с Европейским космическим агентством и отправляет своих космонавтов на Международную космическою станцию на российских Союзах, Китай самостоятельно движется в сторону мирового первенства, как это делали США и СССР в 1960-х.

Какие еще предпосылки?

На самом деле, Китай начал свое исследование космоса сравнительно поздно: страна вывела свой первый спутник в 1970-м, первый китайский космонавт или, как они его называют, тайконавт побывал в космосе в 2003, а в 2013-м они посадили на Луну собственный луноход.

/ Фото: Beijing Institute of Spacecraft System Engineering

Теперь же, власти Народной республики сделали ставку на развитие космоса и уже подняли ногу на первый семимильный шаг.

Перенимая американский опыт, с 2014-го КНР разрешила частным предпринимателям разрабатывать и тестировать ракеты. Как пишет The Wall Street Journal, сейчас в Китае существует около 80 стартапов, которые уже разогревают конкуренцию между собой и вскоре представят настоящие открытия. 

По данным американской Ассоциации спутниковой индустрии, в 2017-м частный ракетостроительный сектор Китая получил около $348 млрд прибыли, преимущественно за счет построения, запуска и оперирования спутников.

Не дремлет и государственная космическая отрасль: помимо уже запущенного лунного модуля, в национальной космической программе Китая указано, что роботизированная миссия на Марс отправится в 2020-м.

И это не говоря о запуске собственной навигационной системы BDS (BeiDou Navigation Satellite System). Технология будет важной не только для армии Китая, но и для предоставления сервисов коммуникации, картографии, мониторинга погоды, поисковых и спасательных операций и т.д. BDS даже формирует основу для китайской индустрии беспилотных автомобилей и поэтому должна стать настоящей альтернативой американскому GPS.

Китай уже начал запуски первые из 43 подобных спутников в рамках так называемого Космического Шелкового пути - проекта по увеличению прибыли от спутниковой навигации.

Чем ответит США?

Конечно, за последние несколько лет Илон Маск со SpaceX смогли определить новый подход к развитию космической отрасли страны. За счет более продвинутых и гораздо более дешевых технологий, частная SpaceX стала одним из главных перевозчиков NASA.

Помимо многочисленных запусков спутников и выводов полезного груза, компания уже заканчивает корабль Crew Dragon, который позволит американскому космическому отказаться от полетов на МКС с Роскосмосом.

При всем этом, не стоит забывать, что как SpaceX, так и Boeing, Lockheed Martin, Blue Origin и другие являются лишь частными подрядчиками, которые так или иначе преследуют коммерческие цели. Мечты Илона Маска о колонизации Марса и Джефа Безоса о переносе тяжелого производство на Луну - это, безусловно, круто, но не сравнится с десятками миллиардов долларов, которые NASA когда-то инвестировало в космос.

Недавно в NASA рассказали о своих планах по освоению космоса на ближайшие 10 лет, и туда даже входят вывод людей на орбиту Луны в 2023-м, возврат человека на поверхность Луны к концу 2020-х и начало полетов на Марс не раньше 2030-х. 

Все бы хорошо, если бы в штатах не так часто менялись президенты, которые имеют разные взгляды на освоение Луны, Марса, многолетнее развитие уже устаревшей системы SLS и постоянный переброс инженеров NASA на разные проекты.

/ Фото: NASA

Быть гонке или нет?

Очевидно, что уже не будет таких масштабных событий, как вывод СССР первого земного спутника в 1957-м, появление в космосе Гагарина и Леонова в начале 1960-х и высадка Нила Армстронга на Луне в 1969-м с дальнейшими многочисленными миссиями Аполлон.

Да и, по правде говоря, космическая гонка в середине прошлого столетия во многом обязана острой политической ситуации между странами и была единственной альтернативой возможному глобальному вооруженному конфликту.  

Хотя, глядя на серьезное торгово-экономическое противостояние между США и Китаем и личные заморочки Дональда Трампа относительно их соседей по Тихому океану, не исключено, что ЧСВ американского президента победит в нем скупого олигарха и позволит больше финансировать NASA, “делая Америку великой снова”.

/ Фото: EPA

Тем более, что полгода назад Трамп уже предложил Пентагону реорганизовать вооруженные силы страны и создать "отдельную, но равную структуру космических войск".

Советчик американского президента Рай Саа говорил, что решение создать космические силы взывает американцев к лидерству, превосходству и свободу действий в космосе.

Сам же Трамп не стесняется говорить о мировом лидерстве в этой сфере, подтверждая, что его решение "важно для национального духа" и заявляет, что США не желает отдавать лидерство России и Китаю.


Выбор редакции

LIFE

Вчера, 12:39

article_img
Стало мэйнстримом. Названы самые веганские страны и города мира в 2018 году
IT-индустрия

Вчера, 14:23

article_img
Проверьте свой. В сети украли данные около 773 млн email-адресов
Искусство

Вчера, 08:37

article_img
Премьеры недели. Стекло, Мария - королева Шотландии, Пышка, Дрис Ван Нотен и другие

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Самые интересные статьи и подборка важных новостей по вечерам

Подписаться

Главное

Страны

Сегодня, 03:27

article_img
ИГ взяло на себя ответственность за взрывы дома и микроавтобуса в российском Магнитогорске
Теннис

Вчера, 13:22

article_img
Australian Open: 18-летняя украинка впервые в карьере вышла в третий раунд турнира Большого шлема
События

Вчера, 14:28

article_img
Киевпастранс возобновит совместные рейды с полицией в транспорте