Совсем юная. Ученые открыли горячую экзопланету, на которой бушуют ветра

28 марта 2019, 08:01
Цей матеріал також доступний українською

На Очень Большом Телескопе ESO (VLTI) с приемником GRAVITY были выполнены первые прямые наблюдения экзопланеты с использованием нового метода.

На этой планете под названием HR8799, бушует гигантская буря, сообщается на официальном сайте обсерватории ESO.

Экзопланета у молодой звезды главной последовательности HR8799, находится на расстоянии около 129 световых лет от Земли в созвездии Пегаса. Она была открыта в 2010 г. HR8799e — планета типа сверх-Юпитер. Ничего подобного ей в нашей Солнечной системе нет: она одновременно гораздо массивнее и гораздо моложе любой планеты, обращающейся вокруг Солнца.

Этому «младенцу» среди экзопланет всего 30 млн лет, и это позволяет получить из ее наблюдений уникальную информацию об образовании планет и планетных систем. Условия на ее поверхности весьма негостеприимные: нерастраченная энергия ее образования и мощный парниковый эффект нагрели HR8799e до температуры около 1000 °C.

Впервые для определения детальных характеристик экзопланеты была использована оптическая интерферометрия. Новая техника наблюдений позволила получить великолепный подробный спектр беспрецедентного качества — вдесятеро более детальный, чем удавалось прежде. Измерения позволили установить состав атмосферы HR8799e.

«Наш анализ показал, что атмосфера HR8799e содержит гораздо больше окиси углерода, чем метана — это непонятно с точки зрения химии равновесных процессов. Нам кажется, что этот неожиданный результат лучше всего объясняется вертикальными ветрами, дующими в верхних слоях атмосферы, которые не позволяют угарному газу вступать в реакцию с водородом и образовывать метан», — говорит Сильвестр Лакур, руководитель исследовательской группы, сотрудник CNRS, Парижской обсерватории (PSL) и Института внеземной физики Макса Планка.

Группа обнаружила в атмосфере планеты также облака железа и силикатную пыль. В сочетании с избытком окиси углерода это показывает, что атмосфера HR8799e охвачена гигантской бурей.

«Наши наблюдения свидетельствуют о существовании газового шара, освещенного изнутри, причем лучи света пробиваются сквозь охваченные бурей участки темной облачности. Конвекция действует на облака, состоящие из железо-силикатных частиц, эти облака разрушаются и их содержимое выпадает внутрь планеты. Все это создает картину динамической атмосферы гигантской экзопланеты в процессе рождения, в которой идут сложные физические и химические процессы», — уточняет Лакур.