Сделай сам. В Китае описали новый вид ископаемого паука, который оказался подделкой

20 декабря 2019, 11:19

Ученые из Даляньского музея естественной истории в Китае описали новый вид паука, который назвали Mongolarachne chaoyangensis.

Статья о пауке была опубликована в научном журнале Acta Geologica Sinica, но потом появилась проблема: ископаемое было фальшивкой.

Хитрая уловка была обнаружена палеонтологом беспозвоночных Полом Селденом из Канзасского университета.

«Я был явно очень скептически настроен. В статье было очень мало деталей, поэтому мои коллеги в Пекине позаимствовали образец у людей в Южном университете, и я взглянул на него. Сразу же я понял, что с ним что-то не так — он явно не паук. У него отсутствовали различные части, у него было слишком много сегментов в шести ногах и огромные глаза», — сказал Селден.

Окончательно подозрения подтвердились, когда палеобиолог Чунгкун Ши из Столичного педагогического университета в Пекине отметил, что в этом же образовании найдено много раков мелового периода, возраст которых составляет примерно 120−130 млн лет.

«Я понял, что случилось, когда я получил фото очень плохо сохранившихся раков, на которых кто-то нарисовал ноги», — сказал Селден.

Установление окончательной истины потребовало исследования окаменелости методами флуоресцентной микроскопии, когда разные материалы светятся разными цветами.

Селдену и его коллегам удалось выделить четыре цвета, которым соответствуют разные вещества. Два из них были подлинными: сама порода, в которой окаменело членистоногое, и остатки его панциря. А два других были современными: авторы подделки аккуратно замазали лишние конечности (у ракообразных их на пару больше) цементом и кое-что подправили. Исследователи утверждают, что желтая флуоресценция, скорее всего, создана масляной краской.

«Эти вещи в основном выкапывают местные фермеры, и они видят, какие деньги могут получить за них. Они, очевидно, взяли окаменелость и подумали: „Ну, вы знаете, это похоже на паука“. Это выглядит интересно, пока вы не доберетесь до дневного света на следующий день и не поймете, что его переделали», — предполагают авторы необычного расследования.

Хотя в академическом журнале редко встречаются фальшивки, этот случай подчеркивает важность проведения тщательного анализа и того, что даже процесс рецензирования может быть ошибочным. В результате расследования Селдена Mongolarachne chaoyangensis больше не существует; образец был переклассифицирован как обычный рак.