Погремушки или трофеи? Археологи обнаружили в Перу человеческие позвонки на палках

3 февраля, 12:05
Возможно, люди пытались восстановить тела предков. (Фото:Bongers et al., Antiquity, 2022/C. O’Shea)

Возможно, люди пытались восстановить тела предков. (Фото:Bongers et al., Antiquity, 2022/C. O’Shea)

Британские ученые описали, что люди в долине Чинча в Перу около 500 лет назад нанизывали позвоночники мертвых на деревянные стержни.

Возможно, это была попытка восстановить тела умерших во время европейской колонизации, полагают авторы, которые обнаружили 192 таких артефакта.

«Наши результаты показывают, что позвонки на столбах представляют собой прямой, ритуальный ответ коренных народов на европейский колониализм», — сказал Джейкоб Л. Бонгерс, ведущий автор исследования и археолог из Университета Восточной Англии, Великобритания.

Видео дня

«Мы наблюдаем посмертное обращение с телами во время кризиса», — сказал он.

Авторы исследования провели систематическое обследование около 600 мавзолеев, называемых чульпа, в долине Чинча. Среди них были разграбленные гробницы, которые археологи часто упускают из виду. Поиски выявил 192 примера таких «позвонков на столбах».

«Есть чувство заботы. У нас есть взрослые и есть дети. У нас есть позвонки от детей, которые нанизаны на эти столбы», — сказал он.

Радиоуглеродное датирование тростника, используемого для нанизывания, помещает эту практику в относительно узкий период времени, примерно с 1450 по 1650 год нашей эры, который охватывает конец правления инков и начало европейской колонизации. Этот период был полон политической неопределенности в долине Чинча, полоске зелени, окруженной суровой пустыней на побережье Тихого океана.

Королевство Чинча, правившее территорией с 1000 по 1400 год нашей эры, состояло из сети сообществ специалистов, включая фермеров, рыбаков и торговцев. Примерно в 1500 году нашей эры его вклучили в состав растущей империи инков. В то время королевство Чинча процветало, собирая золото и серебро за счет торговли с другими регионами. Затем в 16 веке прибыли европейцы.

«Даты совпадают с этим невероятно бурным периодом голода и эпидемий, и, конечно же, приходом европейцев и попытками установить новый социальный порядок. Такое поведение происходит в этом контексте», — сказал Бонгерс.

В течение пятидесяти лет, с окончанием правления инков в регионе, население Чинча резко сократилось с 30 000 семей в 1533 году до 979 в 1583 году, согласно пресс-релизу. По словам Бонгерса, в 16 веке колонизаторы часто грабили могилы коренных народов в поисках золота и серебра.

«Все эти данные подтверждают модель того, что эти позвонки на столбах, возможно, были попыткой реконструировать мертвых в ответ на грабежи европейцев», — сказал он.

Однако, в то время частью культуры жителей Анд было постоянное посещение тел. Захоронения были открыты, чтобы члены семьи могли посетить останки. Их вынимали из могил, раскрашивали, заворачивали в ткань и иногда выставляли на обозрение. Части тела обычно удаляли для подношений или трофеев.

Некоторые предполагают, что позвонки использовались в качестве погремушек или трофеев, признал Бонгерс. «Это, безусловно, возможно», — сказал он. Но сам ученый придерживается другой точки зрения.

«У нас есть тот факт, что их 192, это довольно много. Это говорит о том, что это общий, скоординированный ответ на европейскую колонизацию», — сказал Бонгерс.

Ранее НВ писал, что археологи обнаружили отлично сохранившуюся мумию на археологическом участке Кахамаркилья, примерно в 20 км столицы Перу, города Лимы.

Ученые полагают, что мумия относится к культуре чакллы, которая развивалась в Высоких Андах около Лимы в период между 800 и 1200 годами, еще до появления в этих землях племени инков.

Мумия взрослого мужчины была найдена в подземной гробнице. Тело поместили в позу зародыша и связали веревками, которые удерживали мумию в положении, которое она сохраняет до сих пор. Мужчина был похоронен с погребальным инвентарем, включая глиняную посуду, каменные орудия труда и тыквы, содержащие органические остатки.

«Главной особенностью мумии является то, что все тело было связано веревками, и руки закрывали лицо, что было частью местного похоронного ритуала», — сказал археолог Питер Ван Дален Луна из Государственного университета Сан-Маркос.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X