Пирамида-матрешка и Стоунхендж в Казахстане. Пять главных археологических находок за последние два года

25 мая 2017, 14:46
Журнал Новое время назвал пять главных археологических открытий, которые ученые сделали в 2016 - 2017 годах

В апреле 2016 года археологи нашли доказательство теории о том, что причиной позднего этапа ледникового периода в XI веке до нашей эры стал некий космический объект.

Шотландские ученые из Университета Эдинбурга расшифровали символы на основании каменной статуи стервятника в храмовом комплексе Гебекли-Тепе на юго-востоке Турции, которая датируется примерно 10.950 годом до н. э..

Группе археологов под руководством Мартина Свэтмена удалось доказать, что эти рисунки на самом деле отображают огромную комету, которая приближается к Земле. Сопоставив рисунки с картами звездного неба, которое можно было видеть из этой точки Земли в период, когда создавалась статуя, ученые увидели четкие совпадения.

Они заключили, что рисунок доказывает теорию о столкновении Земли с кометой. Вследствие этой катастрофы на Земле примерно на 1.000–1.300 лет наступил последний этап оледенения, известный как Поздний дриас. Именно в этот период стало зарождаться общество людей, которое можно считать началом цивилизации.

“Теперь можно точно утверждать, что причиной Позднего дриаса стала комета”,— подводит итог своей работы Свэтмен.

2. Пирамида-матрешка

Осенью 2016 года года совершить крупное открытие в Мексике археологам помогла современная технология. Изучая крупную пирамиду Эль-Кастильо в Чичен-Ице, которая, согласно популярной гипотезе, содержит внутри другую, более древнюю пирамиду, ученые пропустили сквозь нее электрический ток.

Замеры сопротивления позволили обнаружить пустоты и структурные элементы еще двух конструкций внутри пирамиды, расположенных одна внутри другой — примерно как в классических матрешках.

Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице
Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Фото:

Таким образом не только подтвердилась существовавшая с 1930‑х годов теория о второй пирамиде внутри Эль-Кастильо, но и была найдена третья пирамида.

Внешняя пирамида была построена примерно между 950‑м и 1.000 годом н. э. Она скрывает под собой пирамиду, возведенную примерно между 850‑м и 900 годом н. э. А та в свою очередь построена над пирамидой, которая была построена ощутимо раньше — между 600‑м и 800 годом н. э..

3. Гробница Иисуса

В 2016 году начались раскопки потенциально одной из самых значимых христианских святынь — гробницы Иисуса. Старт работ стал результатом почти 60 лет политических переговоров между греческой православной, армянской православной и римской католической церквями, которые совместно контролируют деятельность Храма Гроба Господнего в Иерусалиме, на территории которого находится гробница.

Ученым дали лишь 60 часов на работу в ней. Внутри было обнаружено каменное ложе из известняка, по описанию соответствующее тому, на которое, по легенде, было положено тело Христа после распятия.

“Я потрясен, у меня даже дрожат колени,— рассказал один из участников исследования Фредрик Хиберт.— Находка с большой вероятностью подтверждает то, что Иисус был похоронен именно здесь”.

4. Стоунхендж в Казахстане

В мае 2016 года группа казахских и российских археологов объявила об обнаружении в Казахстане каменного мегалитического сооружения, которое датируется приблизительно 500 г н. э..

Найденный архитектурный комплекс занимает почти 120 га земли, на которых археологам предстоят колоссальные по масштабам раскопки, но даже первые находки производят огромное впечатление. В частности, было найдено седло с серебристой отделкой, на котором высечены изображения оружия и каких‑то мифических созданий.

По мнению археологов, сооружение было построено ханами древних племен, которые совершали набеги на Европу и вступали в конфликты с Римской империей.

5. Мозаика Ноева ковчега

В израильском городке Хукок, который упоминается еще в Ветхом Завете, в книге Иисуса Навина, группа археологов, работавших в рамках проекта National Geographic Society, одной из крупнейших научных организаций США в июне 2016 года нашла мозаику, изображающую историю Ноева ковчега.

Фрагмент мозаики Ноева ковчега с парами животных / Фото: Baylor University
Фрагмент мозаики Ноева ковчега с парами животных / Фото: Baylor University Фото:

На мозаике виден ковчег вместе с животными, идущими парами. Среди них — львы, медведи и леопарды. Еще один уцелевший фрагмент мозаики показывает другой библейский сюжет — разделение Красного моря. В частности, показаны египетские воины в окружении перевернутых колесниц и поедающие некоторых из них гигантские рыбы.

Фрагмент древней мозаики из города Хукок с изображением огромной рыбы, поедающей солдата / Фото: Baylor University Фото:

По словам руководителя исследования Джоди Магнесс, до сих пор были найдены лишь два подобных изображения.

Полный текст материала читайте в новом номере журнала Новое время - №19 от 26 мая.