Бессмертный, что ли? Древнего краба впервые нашли в куске янтаря

27 октября 2021, 12:57
Этот крошечный вид крабов может представлять собой мост между пресноводным и морским образом жизни (Фото:Javier Luque)

Впервые в истории ученые обнаружили краба, окаменевшего в янтаре. Это ракообразное может быть одним из ранних примеров краба, который жил в пресноводной среде.

Исследователи назвали вновь открытый вид Cretaspara athanata. Слово athanata означает «бессмертный», Cret- обозначает меловой период, а aspara — легендарных духов облаков и воды в Юго-Восточной Азии.

Членистоногие, такие, как насекомые, пауки и скорпионы довольно регулярно появляются в летописи окаменелостей в янтаре. В редких случаях ученые натыкаются на что-то большее, например, маленькую птицу или змею, застрявшую в могиле из этой затвердевшей древесной смолы. Общене у этих видов то, что все они обитают на суше.

С другой стороны, большинство крабов проводят свою жизнь в воде, а не гнездятся на деревьях и не бродят по лесу.

«Не так уж часто можно встретить водное животное в янтаре», — сказал Хавьер Луке, научный сотрудник Гарвардского университета в США и соавтор исследования.

Ископаемый краб размером всего 2 миллиметра в поперечнике представляет собой крошечный, но прекрасно сохранившийся образец. Часто перед палеонтологами стоит трудная задача — попытаться восстановить вымершее животное по кускам кости или фрагментам панциря. В данном случае все не так.

«Это животное целиком. На том уровне, чтобы не упустить ни единого волоска на ногах или во рту, что просто сногсшибательно», — сказал Луке.

Луке и его команда использовали рентгеновское сканирование, называемое микро-КТ, для создания трехмерной цифровой модели краба с целью детального изучения его физиологии. Основываясь на форме ног и панциря, они определили, что крошечные животные принадлежали к той же линии, что и современные «настоящие» крабы.

«Я предполагаю, что, скорее всего, это был пресноводный или полуземный краб», — сказал Джон Кэмпбелл Макнамара, физиолог-эволюционист из Университета Сан-Паоло в Бразилии, который не принимал участия в исследовании.

Луке согласился с такой оценкой. Судя по крепким жабрам, маленькое ракообразное, кажется, аккуратно заполняет пробел в летописи окаменелостей между морскими и пресноводными крабами.

Ранее НВ писал, что палеонтологи описали новый род и вид тихоходок эпохи миоцена, найденный в куске янтаря из Доминиканской Республики возрастом 16 млн лет.

Этот вид получил имя Paradoryphoribius chronocaribbeus и стал лишь третьим видом тихоходки, обнаруженным в янтаре, отметили исследователи из США.

Окаменелость датируется эпохой миоцена (от 23 до 5,3 миллиона лет назад) и настолько хорошо сохранилась, что исследователям удалось поместить новооткрытого «водяного медведя» в древо жизни тихоходок. Тихоходка имеет длину менее 0,6 миллиметра и исследователи ее заметили случайно.

«Это действительно вопрос удачи», — сказал первый автор Марк Мапало, докторант кафедры органической и эволюционной биологии Гарвардского университета.