Болел в детстве. У динозавра впервые нашли респираторную инфекцию

11 февраля, 10:01
Гипотетическое восстановление жизни «Долли» (Фото:Woodruff et al. (2022)/Artwork by Corbin Rainbolt)

Палеонтологи обнаружили в позвонках молодого зауропода следы тяжелой респираторной инфекции, которая, вероятно, и стала причиной смерти животного.

У существа, которое ученые назвали «Долли», были деформированные структуры в шейных костях.

Эти позвонки когда-то были соединены с воздушными мешками, которые соединялись с легкими и были частью дыхательной системы зауроподов, а ненормальный вид костей, вероятно, был вызван свирепствующей респираторной инфекцией, которая могла привести к смерти животного, когда ему было 15−20 лет.

У динозавра, вероятно, были гриппоподобные симптомы, напоминающие те, которые поражают современных птиц и людей.

В ходе компьютерной томографии выступов выяснилось, что кости состоят из аномальной костной ткани, которая, по всей вероятности, образовалась из-за респираторной инфекции. Возможно это был аспергиллез — грибковая инфекция, которая сегодня поражает птиц и рептилий, вызывая респираторные симптомы и поражение костей.

«Учитывая предположительные симптомы инфекции и состояние позвонков этого динозавра, ему можно было только посочувствовать. Открытие останков этого ящера поможет нам узнать эволюционную историю респираторных болезней и расширить представления о типичных болезнях динозавров», — рассказал один из авторов исследования, куратор Музея динозавров Великих равнин в Монтане Кэри Вудрафф.

Была ли болезнь Долли достаточно серьезной, чтобы быть смертельной? Хотя невозможно сказать наверняка, аспергиллез у современных птиц может быть смертельным, если его не лечить, но болезнь сама по себе могла снизить шансы динозавра на выживание.

У стадных животных, таких как зауроподы, больные особи могли самоизолироваться от группы или могли отставать во время движения стада, что делало их легкой мишенью для хищников, особенно когда животные уже ослаблены болезнью.

«Независимо от того, как именно наступила смерть, я думаю, что эта болезнь так или иначе способствовала гибели животного», — сказал Вудрафф.

Ранее НВ писал, что палеонтологи изучили черепную коробку животного из рода анкилозавров с помощью микро-КТ и обнаружили удивительные новые детали: животное, скорее всего, было медлительным и глухим.

Австрийские исследователи пришли к такому выводу, сравнив размеры частей внутреннего уха Struthiosaurus austriacus и других представителей его рода.

Анкилозавры могли вырастать до восьми метров в длину тела и представляли собой группу травоядных динозавров, также называемых «живыми крепостями»: их тело было усеяно костными пластинами и шипами. Однако некоторые аспекты их образа жизни до сих пор вызывают недоумение.

В то время как многие динозавры, вероятно, жили группами, по крайней мере, некоторые анкилозавры, похоже, предпочитали одинокую жизнь из-за плохого слуха. К такому выводу пришли ученые из университетов Грайфсвальда и Вены, изучив черепную коробку динозавра с помощью компьютерного томографа высокого разрешения для получения цифрового трехмерного слепка.