Неудобно получилось. «Невозможная» черная дыра оказалась ошибкой в расчетах астрономов

13 декабря 2019, 22:01
Цей матеріал також доступний українською

Обнаружение «невозможной» массивной черной дыры в Млечном Пути, о которой было объявлено всего пару недель назад, теперь, похоже, опровергается.

К схожим выводам об ошибке в расчетах пришли сразу три независимые группы физиков.

Суть проблемы в том, что свет, интерпретируемый как исходящий от диска черной дыры, может иметь совершенно другой источник. Это, в свою очередь, означает, что измерение массы, полученное из этого источника света, вероятно, неверно.

Напомним, что в конце прошлого месяца группа астрономов во главе с Цзифэном Лю из Национальной астрономической обсерватории Китая опубликовала документ, раскрывающий открытие LB-1, черной дыры звездной массы на расстоянии 15 000 световых лет от нас. Удивительной вещью в LB-1 была его особенная масса: в 70 раз больше массы Солнца.

Столь высокое значение массы необычно, так как теория звездной эволюции не предполагает рождения настолько крупных черных дыр.

Лю и его команда обнаружили LB-1, используя лучевую скорость. Оценка массы данной черной дыры была сделана на основе параметров линии излучения водорода.

Но, по словам двух астрономов из Калифорнийского университета в Беркли, колеблющийся свет, интерпретируемый как такой, который исходит от черной дыры, поскольку он прирастает материалом — на самом деле вообще не колеблется.

«Мы показываем, что на самом деле нет никаких доказательств изменчивости радиальной скорости линии излучения водорода-альфа, и что ее видимые сдвиги вместо этого происходят из-за сдвигов в линии поглощения водорода-альфа светящейся звезды», — пишут они в своей статье.

Другими словами, это иллюзорный эффект, который вызван движущимся светом двойной звезды. Исследователи обнаружили, что, как только они удалили линию поглощения звезды-компаньона из анализа, линия эмиссии водорода-альфа перестала колебаться. Это, по словам исследователей, говорит о том, что черная дыра или намного больше, чем 70 солнечных масс, что весьма маловероятно, или намного меньше, не более 20 солнечных масс.

Совершенно независимо, днем ​​ранее международная группа исследователей во главе с астрономом-теоретиком Дж. Дж. Элдриджем из Университета Окленда в Новой Зеландии опубликовала статью с аналогичным выводом. Эта команда смоделировала двойные системы с черными дырами и яркими звездами на расстоянии 15 000 световых лет, чтобы посмотреть, смогут ли они найти соответствие для LB-1.

Они получили совпадение, но с гораздо меньшими черными дырами, от 4 до 7 солнечных масс. Они обнаружили, что для того, чтобы вес объекта LB-1 составлял 70 солнечных масс, он должен быть намного дальше.

Наконец, третья статья под руководством астронома Михаэля Абдул-Масиха из KU Leuven в Бельгии, также сосредоточилась на изучении спектра водорода, используя спектрограф HERMES на телескопе Mercator на Канарских островах.

Ни одна из трех работ еще не прошла экспертную оценку, но тот факт, что все они пришли к одним и тем же выводам, используя разные методы, довольно убедителен. Китайские ученые, видимо, действительно нашли черную дыру, но с другими характеристиками.