Неандертальцы помогли. Ученые объяснили способность тибетцев жить в высокогорье

8 ноября 2019, 14:07

Китайские ученые представили первый образец генома жителей Тибета и раскрыли генетический механизм их приспособляемости.

Генотип тибетцев показывает серьезные отличия в легких, которые играют важную роль в адаптации человека к жизни в высокогорной местности.

Генетики из Куньминского института зоологии Академии наук Китая, Тибетского университета и других научных учреждений собрали справочный геном тибетского народа под названием ZF1 с применением технологии секвенирования третьего поколения.

Исследователи сообщили, что в геноме ZF1 было обнаружено 17,9 тыс. структурных изменений, и 6505 из них отсутствуют в геноме других обитателей Восточной Азии. Таким образом, как считают ученые, эти структурные изменения генома связаны с молекулярной реакцией в условиях с пониженным содержанием кислорода.

Они также обнаружили большое расхождение гена MKL1 у тибетцев и ханьцев, то есть жителей равнинного Китая. Разница связана с более низким систолическим давлением в легочной артерии у тибетцев, которое считается одной из их основных физиологических особенностей.

В отличие от других народов Восточной Азии, геном тибетцев имеет больше общих последовательностей генов с вымершими неандертальцем и денисовцем, и такой уникальный геномный состав связан с необычной функцией легких у тибетцев.

Справочный геном ZF1, по словам исследователей, предоставит ценные данные для дальнейших медицинских и эволюционных исследований.

Ранее НВ сообщало, что израильские генетики смогли восстановить облик денисовца — одного из древних предков современного человека, останки которого нашли в Денисовой пещере на территории России.

Генетический материал был получен из кости пальца женщины-денисовца, известной в основном из мелких фрагментов кости и зубов, найденных в сибирской пещере.