Магистр Йода или Спок. Ученые выяснили, какой персонаж мудрее всех в научной фантастике

3 февраля 2019, 06:54

Канадские ученые решили выяснить, кто умнее из двух героев-символов мудрости в культовых научно-фантастических фильмах Звездные войны и Стар Трек.

НВ уже писало о том, как австралийские исследователи разобрали вероятность смерти разных героев сериала Игра престолов. Оказалось, больше всего шансов умереть в последнем сезоне популярного сериала имеют Дейенерис Таргариен и Серсея Ланнистер.

Ранее, благодаря математическим алгоритмам, представители колледжа Маккалестера, штат Миннесота, также определили, что больше всего на сюжет Игры престолов влияют Тирион Ланнистер, Джон Сноу и Санса Старк.

Но, на днях, ученые из австралийского Университет Уотерлоу представили решение более классической загадки: психологи проанализировали процессы человеческого мышления и аргументации на примере героев культовых научно-фантастических фильмов Звездные войны и Стар Трек - магистра Йоды и Спока.

Издание Science Alert опубликовало выдержки из работы "Преимущества разумной аргументации от эмоционального разнообразия, независимо от эмоциональной напряженности", вышедшей 28 января 2019-го в Журнале экспериментальной психологии.

Для тех, кто не знаком с эпопеей Звездных войн и телесериалом с полувековой историей Стар Трек, стоит объяснить, почему специалисты выбрали именно этих вымышленных персонажей, а не кого-либо другого: магистр Йода - один из самых мудрых и самых сильных воинов-миротворцев Ордена джедаев; Спок - один из главных офицеров Звездного флота на корабле Энтерпрайз.

"Магистра Ордена джедаев и первого офицера звездолета объединяет их критическая проницательность, умение рассуждать в сложных ситуациях и самоотверженная готовность отказаться от личных интересов на общее благо. В то же время, мышление этих двух идолов принципиально отличается, когда дело касается эмоций", - объясняют авторы научного исследования.

Lucasfilm/Paramount
Фото: Lucasfilm/Paramount

Поскольку раса офицера Спока предусматривала тотальную веру в логику, аргументацию и полный отказ от эмоций во всех жизненных ситуациях, а магистр Йода, наоборот, говорил своим ученикам прислушиваться к чувствам, - канадские ученые решили выяснить, какой из подходов является мудрее в плане здравого смысла и аргументации действий.

Один из авторов работы Игорь Гроссманн говорит, что с помощью этого исследования они хотели протестировать, как наличие разных эмоций и, в то же время, баланс между ними влияет на мудрость человека.

Команда психологов потратила четыре года, чтобы опросить почти 3,7 тыс. людей для проверки концепции так называемого эмоционального разнообразия и того, как разные эмоциональные состояния влияют на мыслительные процессы.

Участников эксперимента просили вести личные дневники, в которых они должны были записывать свои личные переживания по поводу каких-либо ежедневных сложностей. Подопытных также опрашивали об их наиболее травматических жизненных событиях или просили описать их эмоциональную реакцию на войну в Украине и другие недавние политические действия.

Эксперты проанализировали ответы на предмет здравой аргументации событий и определили, как эмоциональное разнообразие или подавление эмоций влияет на мудрость.

Оказалось, тот, кто постоянно остается абсолютно хладнокровным ко всему - не обязательно придет к наиболее мудрым решениям.

"С одной стороны, работа с регулированием эмоций предполагает, что подавление эмоций может привести к более разумным рассуждениям. Но, с другой, распознавание и уравновешивание эмоций обеспечивает критическое понимание жизненного опыта, предлагая альтернативный путь к более мудрому выбору", - пишут авторы исследования.

Таким образом, полное отсутствие эмоций у Спока не означает его превосходство в мудрости над магистром Йодой, который может балансировать между широким спектром эмоций, извлекать из этого еще более ценную информацию о конкретной ситуации и предугадывать будущий исход действий.

Не зря же Йода говорил, что "на чувства свои вы всегда и во всем опираться должны". Хотя, вряд ли на Земле найдется кто-то более мудрый, чем это полуметровое зеленое существо неизвестной расы и происхождения.