Прощание с одиночеством. Где и почему в Солнечной системе вероятно зарождение внеземной жизни

22 ноября 2020, 07:00
НВ Премиум

Обнаружение на Венере органических молекул поставило человечество перед фактом: высока вероятность того, что Земля не единственная обитаемая планета нашей Солнечной системы. Ученые также небезосновательно полагают, что близких соседей стоит искать не только на Венере.

Знаменитый британский фантаст Артур Кларк умер в 2008 году счастливым человеком. Почти все ключевые прогнозы великого футуролога сбылись. Все человечество в том или ином виде пользуется спутниковой связью (звонки, навигация, телевидение и т. д.), которую Кларк придумал еще во времена Второй мировой.

Также на Земле уже есть сис­темы искусственного интеллекта и самообучающиеся нейронные сети, правда, они пока не пытались никого убить в отличие от ЭАЛа, описанного Кларком в 1960х.

Хотя Кларк немного не дожил до одного из важнейших периодов в освоении космического пространства, когда может подтвердиться гипотеза из второй части его саги Космическая одиссея. В романе, который Кларк опубликовал в 1982 году, фантаст предсказал, что на спутнике Юпитера под названием Европа под поверхностным слоем льда скрывается теплый океан.

Артур Кларк (Фото: AP Photo/Gemunu Amarasinghe)
Артур Кларк / Фото: AP Photo/Gemunu Amarasinghe

Из-за чудовищной гравитации планеты-гиганта ядро Европы, которая чуть меньше земной Луны, не остывает — трение согревает его. Это тепло в недрах Европы приводит также к вулканической активности на дне 100кило­метрового океана. В свою очередь, это приводит к выбросу в океан различных химических элементов, которые могут способствовать к возникновению жизни.

В романе Кларк также выдвигает гипотезу о примитивных формах жизни в верхних слоях атмосферы Юпитера. И рассуждает о том, как поведет себя высокоразвитая цивилизация инопланетян, которым предстоит выбирать, какой из двух форм жизни помочь.

Инопланетяне решают, что у подводной жизни больше шансов, чем у облачной, и с помощью невероятной технологии ядерного синтеза превращают Юпитер во вторую звезду Солнечной системы. Жизнь на Юпитере погибает, зато тепло новой звезды растапливает льды на поверхности Европы, и обитатели океана начинают эволюционировать на ее поверхности.

Долгое время все это оставалось фантастикой. Но сегодня благодаря снимкам с зонда Juno и данным с датчиков орбитального аппарата Galileo ученые фактически уверены в том, что Кларк был прав.

Под слоем льда на поверхности Европы действительно находится жидкий океан. В частности, наблюдения за магнитным полем Юпитера показывают, что у Европы есть «проводниковый» слой под поверхностью, который «преломляет» силовые линии магнитного поля. Эту роль может выполнять только жидкость, причем большого объема.

О том, что гипотеза Кларка справедлива, говорят и недавние громкие открытия на спутниках Сатурна Титане и Энцеладе. Ученые имеют серьезные основания предполагать, что там также существуют подповерхностные океаны.

Итак, Кларк был прав насчет физики взаимодействия небесных тел. Однако до недавнего времени не было подтверждений того, что гдето еще, кроме Земли, могут существовать компоненты, нужные для возникновения жизни.

Но теперь мы точно знаем, что это возможно. Причем помощь пришла откуда не ждали. Горячая Венера, которую часто называют самым адским местом в Солнечной системе, оказалась также первым местом, где найдены органические молекулы.

В сентябре нынешнего года международная группа исследователей обнаружила в атмосфере Венеры достаточно большие объемы органического газа фосфина. А месяц спустя индийские ученые нашли на Венере аминокислоту глицин.

И хотя ученые еще не могут утверждать, что на Венере есть жизнь, теперь они точно знают, что компоненты, без которых она невозможна, встречаются не только на Земле.