Зло побеждает зло. Как коронавирус покончит с глобальным потеплением - фото
НВ Премиум

Зло побеждает зло. Как коронавирус покончит с глобальным потеплением

28 марта 2020, 20:00

Разбираемся, как эпидемия коронавируса повлияет на глобальное потепление

Коротко:

— как эпидемия коронавируса уже повлияла на глобальное потепление

— почему кризис из-за COVID-19 угрожает борьбе с климатическими изменениями

— что стоит ожидать экоактивистам в ближайшее время

Видео дня

В разных уголках планеты сообщают о снижении уровня выбросов парниковых газов и улучшении экологии из-за эпидемии COVID-19. Значит ли это, что проблема с глобальным потеплением на Земле решена?

Ч то может быть лучшим периодом для восстановления экосистемы планеты, если не глобальная эпидемия и ограничение деятельности человека по всей Земле?

Поэтому медийный хедлайнер прошлого года — шведская экоактивистка Грета Тунберг — может смело записывать коронавирус в ряды своих главных помощников.

Конечно, идеальным вариантом для Голубой планеты было бы полное вымирание человечества, но карантин, который заставил людей поменьше использовать все виды транспорта и приостановил тяжелое производство, пока тоже неплохо справляется.

Только не верьте новостям о милых слониках и дельфинах, которые якобы вернулись в среду своего естественного обитания из-за снижения активности людей: за последние годы нашего уничтожения фауны ни один карантин не позволит восстановить популяции диких животных.

В случае глобальным потеплением все немного по-другому: из-за разных ограничений в период эпидемии на дорогах снизилось количество автомобилей, а в небе летает меньше самолетов. Не говоря уже о сокращении тяжелого производства, которое является ключевым источником парниковых выбросов на Земле.

Если верить спутниковым данным, все это привело к снижению вредных выбросов в атмосферу в разных уголках планеты.

Значит ли это, что нам больше не стоит переживать о глобальном потеплении на Земле и сколько еще коронавирус будет «очищать» Землю — давайте разбираться вместе.

Alberto Bernasconi/Bloomberg

Фото: Alberto Bernasconi/Bloomberg

Экологически чистая эпидемия


Как уже писало НВ, на днях на сайте Европейского космического агентства (ESA) опубликовали данные о наблюдениях спутника Copernicus Sentinel-5P в период с 10 по 25 марта 2020-го.

Снимки подтвердили резкое снижение уровня концентрации оксида азота (NO2) над Парижем, Миланом и Римом по сравнению со средними концентрациями в марте 2019 года.

Оксид азота образуется при сжигании ископаемого топлива (уголь, нефть, газ и т. д.), и это вещество также находится в выхлопных газах автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Ученым пока трудно сказать, как изменилась ситуация с парниковыми выбросами в странах северной Европы, поскольку погодные условия мешают проанализировать состав атмосферы в этом регионе.

Метеорологи объясняют, что эти данные пока не показательны и для точной оценки изменения вредных выбросов в атмосферу необходимы дальнейшие исследования.

«Химия в нашей атмосфере нелинейна. Поэтому процентное падение концентраций может несколько отличаться от снижения выбросов. Для количественной оценки выбросов на основе спутниковых наблюдений необходимы модели химического состава атмосферы, которые учитывают ежедневные изменения погоды, в сочетании с методами обратного моделирования», — говорит представитель Королевского метеорологического института Нидерландов Хенк Эскес.

Правда, пару недель назад в ESA заявили, что после введения карантина и закрытия заводов в Китае там существенно снизилась концентрация оксида азота в атмосфере. Это подтвердили снимки из того же спутника Copernicus в феврале 2020-го.

Ученые подсчитали, что во время разгара эпидемии COVID-19 в Китае количество вредных парниковых выбросов снизилось на 20%-30% по сравнению с аналогичным периодом в предыдущие три года.

«Поскольку оксид азота производится в основном транспортными средствами и заводами — это первый показатель промышленной активности во всем мире. Что ясно видно, так это значительное сокращение уровня оксида азота над Китаем, вызванное снижением активности из-за ограничений во время эпидемии, а также китайского Нового года в январе», — объясняет директор одной из программ ESA по наблюдению за Землей Йозеф Ашбахер.

Учитывая, что Китай является одним из главных производителей парниковых газов — это снижение играет важную роль для всей планеты.

Аналогичная ситуация касается и некоторых регионов США: в Колумбийском университете подсчитали, что уровень трафика в Нью-Йорке снизился на 35% по сравнению с прошлым годом.

Исследователи заявляют, что из-за снижения количества легковых и грузовых авто в одном из самых больших мегаполисов планеты, выбросы СО2 за несколько дней сократились там примерно в два раза.

connexionfrance.com

Фото: connexionfrance.com

Грядущий кризис


Некоторые эксперты предполагают, что глобальный экономический спад также позитивно отразится на экологии планеты.

В первую очередь это касается изменений в энергетической индустрии и сокращений производства/потребления ископаемого топлива.

Специалист по климату и энергетике американского издания Axios Эми Хардер пишет, что эпидемия коронавируса привела к снижению спроса на нефть, а также стала причиной противостояния России и Саудовской Аравии в плане поставки и контроля цен.

По ее словам, многие мелкие компании, которые добывают и перерабатывают ископаемое топливо могут существенно сократиться или даже обанкротиться.

В то же время, для самых крупных игроков отрасли грядущий кризис может стать периодом инвестиций в возобновляемые источники энергии, поскольку в ближайшее время нефтегазовые проекты не будут приносить огромных доходов.

Reuters/Stringer
Фото: Reuters/Stringer

Кроме того, Хардер ссылается на аналитиков энергетической компании Innowatts из Хьюстона, которые предсказывают увеличение потребления электроэнергии в частных жилых помещениях США (примерно на 6%-8%) и падения спроса на электричество в образовательных и коммерческих заведениях (примерно на 30%-25%).

Такие изменения сулят переход на автономные источники энергии а также более эффективное энергопотребление.

Руководитель Центра международных исследований климата и окружающей среды в Осло Глен Питерс пишет, что из-за карантина миллионы людей вынуждены оставаться дома и ограничить свои путешествия по всему миру.

Питерс отмечает, что авиаиндустрия отвечает примерно за 2,6% глобальных выбросов углекислого газа, поэтому сокращение загрязнения будет более чем заметным.

Учитывая снижение оценки глобального роста экономики от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2020-м, норвежский климатолог прогнозирует, что глобальные выбросы углекислого газа в текущем году сократятся на 0,3%.

Глен Питерс вспоминает и предыдущие финансовые спады, включая нефтяные кризисы 1970-х — 1980-х, во время которых снижались показатели вредных выбросов в атмосферу. Однако, показатели их роста восстанавливались очень быстро.

ktsimage/iStock

Фото: ktsimage/iStock

Скрытая угроза


Несмотря на текущее снижение выбросов парниковых газов, финансовый кризис и возможное сокращение энергопотребления, улучшение экологии во время эпидемии COVID-19 сулит быть очень краткосрочным.

Это подтверждает экономический спад в 2008—2009 годах, после которого страны стимулировали экономику и использование ископаемого топлива, что привело к увеличению вредных выбросов в атмосферу приблизительно на 5%.

Вполне вероятно, что нечто похожее произойдет и сейчас: власти разных стран могут оказаться вынуждены сократить расходы на борьбу с климатическими изменениями в пользу восстановления экономического роста.

«По данным нефтяной компании Trafigura, коронавирус может привести к глобальному спросу на нефть, который будет самым большим в истории, возможно, более чем на 10 миллионов баррелей в день… Это сигнализирует о человеческом бедствии эпических масштабов без какой-либо гарантии того, что выбросы останутся низкими», — пишет преподаватель биологических наук из Колумбийского университета Михан Крист.

Крист считает, что экономические проблемы могут сорвать выполнение разными странами Парижских климатических соглашений по сокращению выбросов.

EU
Фото: EU

Одним из таких звоночков стало заявление чешского премьер-министра Андрея Бабиша, который предложил руководству Европейского Союза отказаться от выполнения «Зеленого соглашения», согласно которому Европа должна достичь нулевых выбросов углекислого газа к 2050-му.

Правда, на днях лидеры ЕС подтвердили, что не будут отказываться от соглашения и продолжать стимулировать инициативы, направленные на сокращение вредных выбросов.

Несколько иная ситуация в Китае, где правительство планирует пересмотреть ограничения автомобильных выбросов для стимулирования бизнеса автопроизводителей после спада, вызванного эпидемией.

И это не говоря уже о научно-исследовательских миссиях, которые призваны анализировать влияние человека на окружающую среду: климатологи из Германии сообщили об отмене серии арктических экспедиций из-за эпидемии.

Не исключено, что манипулировать данными о таянии ледников в ближайшее время будет еще проще.

«Вопрос в том, что произойдет, когда экономика начнет восстанавливаться? В ближайшие месяцы и годы экономический рост станет еще более приоритетным, поскольку правительство работает над стабилизацией экономики в условиях коронавируса», — говорит эксперт по энергетической и климатической политике Китая из Колумбийского университета Дэвид Сандалоу.

Возвращаясь к самому началу: еще полгода назад 16-летняя шведская экоактивистка Грета Тунберг побудила миллионы людей по всему миру выйти на климатические забастовки, чем заслужила время для своего выступления перед мировыми лидерами на саммите ООН в Нью-Йорке.

Состоится ли такое выступление в этом году и как скоро люди вообще смогут выходить на массовые климатические забастовки — остается открытым вопросом.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X