Мы не одни. Уникальная комета показала, что у Солнечной системы могут быть «близнецы»

27 мая 2021, 07:03
НВ Премиум

Комета 2I/Борисова считается первой обнаруженной межзвездной кометой — то есть той, которая прилетела к нам из другой звездной системы. Исследовав ее состав, ученые пришли к неожиданному выводу — возможно где-то существует «близнец» нашей Солнечной системы.

30 августа 2019 года астроном-любитель Геннадий Борисов заметил необычно движущийся объект — как оказалось, он открыл первую комету, которая прилетела в Солнечную систему из какого-то неизвестного места, находящегося за пределами влияния нашего Солнца. Это лишь второй когда-либо обнаруженный «межзвездный нарушитель» — первым стал странный объект Оумуамуа в 2017 году. Однако ученые заметили его слишком поздно, когда тот практически покинул Солнечную систему, а потому изучить его химический состав было невозможно.

И если Оумуамуа до сих пор вызывает споры о своей природе, то комета 2I/Борисова наоборот привлекла ученых тем, что ее можно изучать. И, как оказалось, она очень похожа на местные кометы, которые вращаются вокруг Солнца. Поэтому ученые предполагают, что этот таинственный посетитель пришел к нам из звездной системы, которая очень похожа на нашу.

Ученые подозревают, что из ее домашней звездной системы комету 2I/Борисова могли выбросить гравитационные возмущения от молодых, толкающихся планет. Постоянное взаимодействие гравитационных сил «выплюнуло» небесное тело, которое понеслось сквозь космос и попало в Солнечную систему.

20 апреля 2020 года две независимых группы ученых выпустили свои статьи о комете 2I/Борисова. Первая команда работала под руководством сотрудников НАСА и для наблюдения использовала радиотелескопы ALMA в Чили. Вторая работа принадлежит астрономам из Обернского университета в штате Алабама — для своих исследований они использовали космический телескоп Хаббл. И, что интересно, обе группы обнаружили, что из кометы выделяются цианистый водород и монооксид углерода.