Загадку происхождения Луны может решить вулканическое стекло

27 февраля 2021, 08:05

Луна появилась около 4,5 миллиардов лет назад. Но ученые до сих пор не сошлись во мнении, каким образом у Земли появился спутник.

Существуют три основных теории, которые рассматриваются как самые вероятные.

Первой является формирование Луны в результате столкновения молодой Земли с Тейей — протопланетой размером с Марс, существовавшей в начале формирования Солнечной системы. После удара частички Земли были выброшены в космос, после чего из-за силы притяжения связались вместе и сформировали наш спутник.

Вторая гипотеза предполагает, что Земля и Луна появились из одного протопланетного диска in situ. Согласно третьему предположению, Земля попросту «захватила» себе пролетавшее мимо небесное тело силой гравитации.

Приблизить ученых к разгадке этого вопроса могут образцы Луны, привезенные с помощью миссий Аполлон-15 и 17. Но это не «обычные» образцы горных пород как лунные камни и пыль — это лунное вулканическое стекло. И если бы его состав совпал с земным, это было бы лучшим доказательством гипотезы столкновения с Тейей, которое сформировало Луну.

Именно их исследовали Альберто Саал, профессор Университета Брауна, и Эрик Хаури, профессор в Институте Карнеги. Результаты и выводы из этого они описали в журнале Science Advances, а коротко о них рассказало издание Inverse.

Саал рассказал, что они не смогли найти неопровержимых доказательств ни для одной из теорий. Команда исследователей изучила 67 отдельных образцов вулканического стекла и, в частности, их изотопный состав серы. Таким образом ученые надеялись проследить эволюцию лавы на Луне, а также узнать ее состав.

Анализируя вулканическое стекло, они обнаружили закономерности, позволяющие предположить, что на соотношение изотопов серы повлияла сегрегация ядра Луны в течение ее ранней истории. То есть ядро Луны отделилось практически сразу после формирования этого небесного тела, объясняет Саал.

Образцы вулканического стекла фиксируют эти критические события в ранней лунной истории, но они не дают окончательного ответа на вопрос, как именно сформировался наш ближайший космический сосед.

Ученые уверены — необходимо провести более глубокий анализ образцов, чтобы разрешить спор о том, имеют ли Земля и Луна одинаковый состав. Но это новое открытие помогает ученым ближе узнать правду об истории происхождения Луны и, возможно, Земли.