Как два Солнца. Астрономы обнаружили одну из самых больших нейтронных звезд

17 сентября 2019, 22:00

Ученые из США нашли нейтронную звезду, которая весит в два раза больше Солнца. При этом ее диаметр составляет всего 30 км.

Нейтронными звездами называют очень плотные космические объекты, диаметр которых составляет от 10 до 20 км, а масса приблизительно равна массе Солнца. Нейтронные они потому что их сердцевина в основном состоит из нейтронов — тяжелых элементарных частиц без электрического заряда. Если нейтронная звезда еще и вращается — ее называют пульсаром.

Один из таких пульсаров недавно обнаружили астрономы из Университета Вирджиния. Именуемый J0740+6620 новый пульсар весит в 2,17 раз больше, чем Солнце, а его диаметр — всего 30 км.

Ученые смогли измерить вес этого пульсара благодаря эффекту Шарпио, также известного как гравитационная задержка сигнала. Этот эффект предусматривает измерение веса пульсара с помощью измерения частоты его вращения в двоичной системе (пульсар и белый карлик на его орбите).

Радиоволны, которые исходят из магнитных полюсов пульсара, поддаются гравитационному воздействию белого карлика. В определенные моменты, когда белый карлик двигается вокруг пульсара, он приближается к прямой, которая позволяет соединить наблюдателя на Земле с пульсаром, а точнее — радиоволнами от его вращения.

Поскольку J0740+6620 — это миллисекундный пульсар, он вращается несколько сотен раз в секунду. Опираясь на эти данные астрономы и подсчитали точный вес пульсара.

Ранее ученые находили пульсары PSR J2215+5135 и PSR B1957+20, масса которых составляла 2,27 и 2,4 от массы Солнца соответственно. Но, их измеряли с помощью радиальной скорости, выведенной из спектра, что является менее надежным методом.

Считается, что масса пульсаров не может составлять более чем три массы Солнца, и, возможно, астрономы из Университета Вирджиния открыли самый тяжелый пульсар в истории космических исследований.

«Нейтронные звезды так же загадочны, как и очаровательны. Эти объекты размером с город являются по сути гигантскими атомными ядрами. Они настолько массивны, что их внутренности приобретают странные свойства. Обнаружение максимальной массы, которую позволяют физика и природа, может многому научить нас в этом иначе недоступном царстве астрофизики», — говорит один из авторов открытия.