Отголоски бездны. Ученые обнаружили черную дыру, которая противоречит теории Эйнштейна - фото
НВ Премиум

16 февраля 2020, 07:00

Астрофизики нашли черную дыру, которая может быть источником излучения Хокинга

Коротко:

— что такое излучение Хокинга

— почему законы физики Эйнштейна не работают в квантовом мире

— как черные дыры помогут открыть теорию всего

Группа исследователей из Канады и Германии заявила о новой черной дыре, которая противоречит общей теории относительности Альберта Эйнштейна и подтверждает предположение об излучении Хокинга.

Несмотря на достижения клерка Альберта Эйнштейна в описании основ современной физики, у его теорий есть несколько хейтеров.

Эйнштейн первым после Ньютона точно описал концепцию пространства-времени и установил законы взаимодействия объектов в нем, которыми мы пользуемся до сих пор.

Но датчанину Нильсу Бору этого было мало, — он хотел узнать, как взаимодействуют объекты на мельчайшем уровне и пришел к обоснованию абсолютно другой — квантовой — физики.

Со временем исследователи квантовых «чудес» перестали быть только теоретиками, а к классической эйнштейновской физике появилось еще больше вопросов. Некоторые из них сформировал, пожалуй, наиболее известный в массовой культуре британский ученый Стивен Хокинг.

Исследуя черные дыры, еще в 1970-х Хокинг предположил, что некоторые из этих загадочных объектов могут распадаться и испускать специфическое излучение. Это, опять-таки, противоречило представлению Эйнштейна о самых тяжелых объектах во Вселенной.

Недавно группа астрофизиков из Канады и Германии обнаружила новую черную дыру, которая может быть источником излучения Хокинга. Необычные сигналы от черной дыры засекли несколько лет назад.

NASA

Эхо черной дыры

В конце 2019-го астрофизики из канадского Университета Ватерлоо и немецкого Института имени Макса Планка опубликовали исследование о вращающейся черной дыре, которую они засекли вследствие столкновения двух нейтронных звезд.

Благодаря лазерно-интерферометрической обсерватории LIGO на северо-западе США и аналогичному детектору Virgo вблизи итальянской Пизы ученые еще в 2017-м обнаружили гравитационные волны от слияния двух нейтронных звезд.

Напомним, нейтронные звезды появляются вследствие взрыва некоторых звезд, и являются очень плотными объектами диаметром от 10 до 20 км, масса которых приблизительно равна массе Солнца.

Изучая гравитационные волны от слияния двух нейтронных звезд, авторы исследования засекли с помощью них «эхо» одной из черных дыр.

Проблема в том, что согласно общей теории относительности Эйнштейна, черные дыры — это чрезвычайно плотные области пространства-времени (так называемые сингулярности) с очень сильным гравитационным притяжением.

Гравитация черных дыр должна быть настолько мощной, что любой объект, который пересекает ее горизонт событий, исчезает навсегда, даже если он двигается со скоростью света.

Иными словами, объекты могут взаимодействовать с черными дырами на большом расстоянии, но все, что приближается к ним достаточно близко — пропадает безвозвратно. Теория Эйнштейна не предполагает, что черные дыры могут быть источником какого-либо излучения, — они могут только поглощать все вокруг себя.

С этим не согласился упомянутый выше Стивен Хокинг, который в нескольких своих работах предположил существование излучения черных дыр, впоследствии названного в его честь. Как раз о таком излучении и говорят астрофизики из Канады и Германии, описывая «эхо» обнаруженной ими черной дыры.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

«До недавнего обнаружения гравитационных волн, ученые не смогли экспериментально определить, испускают ли черные дыры какое-либо вещество. Если квантовый пух, который отвечает за излучение Хокинга, существует вокруг черных дыр, — гравитационные волны могут отражаться от него. Это будет создавать меньшие сигналы гравитационных волн после основного события столкновения (нейтронных звезд — ред.), подобно повторяющимся эхо-сигналам», — объясняет один из авторов открытия, астрофизик из Университета Ватерлоо Нияеш Афшорди (Niayesh Afshordi).

Делитесь материалом