Из-под земли достали. Ученые впервые выделили бактерию, которая может жить без кислорода и света

5 апреля 2019, 08:05
Цей матеріал також доступний українською

Микробиологи российского Томского государственного университета первыми в мире выделили редкую бактерию Desulforudis audaxviator.

Теоретически, это живое существо может выжить на Марсе, пишет Хайтек

Впервые генетические следы бактерии Desulforudis audaxviator обнаружили американские ученые в шахтных водах золоторудного месторождения, находящегося в Южной Африке на глубине от 1,5 до 3 км. В нем практически нет кислорода и света, а значит и фотосинтеза, лежащего в основе всех пищевых цепочек.

В итоге после публикации американских ученых биологи много лет искали эту бактерию, но безрезультатно. В один момент ученые даже стали думать, что Desulforudis audaxviator размножается только раз в тысячу лет.

"Микробиологи ТГУ первыми в мире выделили из глубинных подземных вод бактерию Desulforudis audaxviator, что в переводе с латыни означает "смелый путешественник". Более десяти лет за этой бактерией охотились ученые разных стран. Повышенный интерес исследователей обусловлен тем, что микроорганизм получает энергию в условиях полного отсутствия света и кислорода. Теоретически данный способ делает возможной жизнь в космосе, например, на Марсе", - рассказала ученый из ТГУ Ольга Карначук

Томские ученые выделили бактерию из проб воды, взятых в нефтяной скважине на севере Томской области. В ходе исследований выяснилось, что Desulforudis audaxviator делится раз в 28 часов — то есть почти ежедневно.

""Выяснилось, что Desulforudis audaxviator практически всеядна, в лаборатории микробиологов она "ела" сахар, спирт и многое другое. Однако, лучше всего, по словам исследователей, бактерия чувствует себя на "диете", то есть, привычно питаясь водородом, от которого получает больше всего энергии. Помимо этого оказалось, что кислород, поначалу считавшийся губительным для подземного микроба, его не убивает", - отметили в пресс-службе университета.

Ранее НВ сообщало, что в феврале 2019 экспериментальный роботизированный планетарный марсоход Zoe во время испытаний выкопал странные бактерии из почвы в пустыне Атакама в Чили.  Некоторые виды ранее были неизвестны науке, но они демонстрируют адаптацию к условиям, подобным Марсу.